Скандинавские страны разделились по поводу исхода европейских выборов. Ультра-либеральная Дания сохранила свои позиции, а их правящие партии превзошли все ожидания и переломили скептицизм тех, кто считал, что пришло время правых консерваторов.
Однако, в ослабленной миграционным кризисом и неудачной коммуникационной политикой Швеции правые всё же совершили свой разворот, и укрепили свои позиции на выборах в ЕП.
Латвия и Эстония, пережив смену правящих элит после парламентских выборов, оказались погружены в вопросы противостояния России, поиску новой социально-экономической модели развития в рамках противостояния с Брюсселем и попытками сближения с Польшей.
Наконец, европейские выборы в Румынии стали одними из самых динамичных и драматичных в этом году. Переживая острый политический кризис, правящие элиты отчаянно пытались сохранить свои позиции на выборах в ЕП, в то время, как их оппоненты сделали из антикоррупционной борьбы свой главный меседж на выборах.
Шестая часть из цикла статей о выборах в Европарламент, анализе их результатов и последствий для Европейского Союза и каждых стран по отдельности. С предыдущей частью можете ознакомиться по ссылке.
Швеция: правый разворот Стокгольма
После миграционного кризиса 2015 года, шведская политика последовательно смещается вправо, из-за чего результаты выборов в ЕП стали кардинально другими по сравнению с 2014 годом, когда успехом наслаждались лево-либералы, феминистки, центристы и социал-демократы.
Единственное, что не позволило правым полноценно доминировать в шведском политическом дискурсе последние 5 лет, стала стабильная экономика. Как и во всей Скандинавии, в Швеции последствия мирового финансового кризиса не так сильно ощущались благодаря сильной экономической модели государства, что удержала на плаву правящие центристские силы и социалистов.
В этом году правящая Социал-демократическая партия премьер-министра Стефана Лёфвена готовилась получить второе поражение после неудачи на парламентских выборах в сентябре 2018 года. Хотя они остаются крупнейшей датской фракцией в ЕП, их результат последовательно спускается вниз на фоне более агрессивных и актуальных для общества правых консерваторов, эксплуатирующих тему миграционной политики и противодействия наплыву беженцев.
Коллеги социал-демократов, помогавшие им удерживать правительство Льовфена на плаву последние несколько лет – «зелёные», «Левая партия» и «Феминистская инициатива» — также деморализованы из-за восхождения правых, сумевших консолидировать свой электорат и удержать его внимание, в отличие от своих единомышленников в соседней Дании.
Эти европейские выборы стали очередным победным маршем для шведских правых, особенно партии «Шведские демократы», получившей второе дыхание благодаря миграционного кризису, ослаблению либеральных элит в Германии и обострению противоречий внутри Евросоюза.
Результаты выборов в Европарламент по Швеции отобразили результаты выборов в парламент страны в прошлом году.
Укргідрометцентр попередив про перший мокрий сніг у деяких областях України
КМДА повідомила неочікувані дані щодо підключення опалення у столиці
В Україну увірветься тепло до +20, але є нюанс: Діденко розповіла про погоду на початку листопада
В Україні знизилися ціни на рибу: свіжа вартість коропа, оселедця та скумбрії
Партия
В какую коалицию входит
Результат
Социал-демократическая партия
«Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D)
23,6% \ 5 мандатов
Умеренная партия
«Европейская народная партия» (EPP)
16,8% \ 4 мандата
«Шведские демократы»
«Европейские консерваторы и реформисты» (ECR)
15,4% \ 3 мандата
«Зелёные»
«Зелёные – Свободный европейский альянс»
11,4% \ 2 мандата
Центристская партия
«Альянс либералов и демократов» + партия Макрона (ALDE)
10,8% \ 2 мандата
Христианские демократы
«Европейская народная партия» (EPP)
8,7% \ 2 мандата
«Левая партия»
«Объединённые левые Европы» (UEL)
6,7% \ 1 мандат
«Либералы»
«Альянс либералов и демократов» + партия Макрона (ALDE)
4,1% \ 1 мандат
Шведские выборы в Европарламент стали прямо противоположным тому, что произошло в соседней Дании:
- Все правые консервативные партии усилили своё присутствие в ЕП, набрав больше голосов, чем 5 лет назад. Это даст им преимущество в статусе оппозиции к довольно хрупкой и неустойчивой коалиции премьер-министра Стефана Лёфвена;
- Впервые за 20 лет, христианские демократы также получили больше чем 1 мандат, что также подчёркивает тренд на правый разворот шведского избирателя;
- Несмотря на то, что социал-демократы останутся крупнейшей партией в шведском парламенте (что было неизменным с 1917 года!), они продолжают пробивать новое дно с каждыми выборами. В конечном итоге, Швеция уже скоро может получить совершенно новое правительство в истории страны, а социал-демократы впервые за 100 лет утратят первенство;
- Шведские либералы получили худший результат в своей истории, что стало неприятным сюрпризом для альянса либералов Эммануэля Макрона в ЕП;
- Швеция в новом составе ЕП станет более консервативной и будет тяготеть к «Европейским консерваторам и реформистам», усиливая их позиции в борьбе за руководителей институтов ЕС.
Дания: возрождение либералов и разгром консерваторов
Главной политической силой Дании на этих выборах была правящая Либеральная партия премьер-министра Ларса Лёкке Расмуссена, которой многие прогнозировали поражение в пользу правых консерваторов. Впрочем, сами либералы делали всё возможное, чтобы убедить население, что это голосование – это выбор между ЕС и чем-то ужасающим, типа Brexit.
Примерно такая же тактика наблюдалась и у социал-демократов, которые шли на выборы с таким же чувством предстоящего поражения, в основном из-за своего длительного пребывания при власти или в союзе с правительством.
А вот датские консервативные партии, включая умеренных евроскептиков из Датской народной партии, были уверены в своей победе. Они шли на выборы с обещаниями изменить политику ЕС и вернуть Копенгагену больше полномочий, особенно в вопросах миграционной политики и энергетики, с учётом напряжённой ситуации вокруг строительства газопровода «Северный поток-2».
Наконец, не последняя роль на этих выборах отводилась «зелёным», серьёзно усилившим свои позиции в датской политике из-за истории с трубопроводом «Северный поток-2» и роста популярности темы экологии.
Результаты европейских выборов в Дании превзошли все ожидания, причём по всем партиям:
Партия
В какую коалицию входит
Результат
Либеральная партия Дании
«Альянс либералов и демократов» + партия Макрона (ALDE)
23,5% \ 3 мандата
Социал-демократическая партия
«Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D)
21,48% \ 3 мандата
Социалистическая народная партия
«Зелёные – Свободный европейский альянс»
13,23% \ 2 мандата
«Радикальные либералы»
«Альянс либералов и демократов» + партия Макрона (ALDE)
10,07% \ 2 мандата
Датская народная партия
«Европа наций и свобод» + блок Маттео Сальвини
10,76% \ 1 мандат
Консервативная народная партия
«Европейская народная партия» (EPP)
6,18% \ 1 мандат
«Красно-Зелёный Альянс»
«Объединённые левые Европы» (UEL)
5,51% \ 1 мандат
Что эти цифры говорят нам о политическом будущем Дании, и её роли в новом составе Европарламента:
- Партия премьер-министра Ларса Лёкке Расмуссена превзошла ожидания и сумела увеличить своё представительство в ЕП, тем самым сделав приятный подарок альянсу либералов во главе с партией Эммануэля Макрона;
- Датские консерваторы были полностью разгромлены из-за скандалов с неэффективным использованием бюджетных средств ЕС и появления новых правых, пытающихся паразитировать на их электорате, а также неспособности отвечать на запросы обществе по «зелёной повестке». Поражение Датской народной партии может открыть дорогу новым игрокам, и это будет проблемой для нынешнего премьер-министра, который столкнётся с неизведанными силами на выборах 9 июня;
- «Зелёная повестка», набравшая популярность в Дании, вывела на европейский уровень «зелёных», имеющих в стране сильные позиции. Это усилит влияние групп, ратующих за отмену строительства больших трубопроводов и энергетических проектов. Это плохие новости для России и Германии с «Северным потоком-2».
Румыния: призрак коррупции на развалинах коалиции
Данная страна в последние 5 лет переживала возможно чуть ли не самый политически тяжелый период в своей современнейшей истории. Политики в Бухаресте были вынуждены пережить политический кризис и массовые протесты граждан, вызванные скандалами вокруг увольнения Лауры Ковеши председательницы Национального антикоррупционного директората, являвшейся в стране «легендой» и чуть ли не идолом, показавшим как необходимо бороться с коррупцией.
Данную ситуацию только обострял тот факт, что во всем этом процессе с увольнением Ковеши был задействован Конституционным суд, что фактически дискредитировало данную институцию в глазах множества граждан, сделав ему репутацию «марионетки» в руках политиков.
Основными конкурентами на политической арене Румынии являются «Национал-либеральная партия», поддерживающая президента страны Клауса Йоганниса и «Социал-демократическая партия», имеющая большинство в обеих палатах парламента и контролирующая правительство в коалиции с «Альянсом либералов и демократов».
Именно между «НЛП» и «СДП» разыгрывалась борьба вокруг решения Конституционного суда, заставившего президента Йоганниса уволить Лауру Ковеши. «НЛП» обвиняли «СДП» в постепенном «сворачивании» демократического режима в Румынии посредством подчинения себе как судов, так и антикоррупционных институций.
В результате политической турбулентности, которая буквально поглотила Румынию «НЛП» начали стремительно наращивать рейтинги, поднявшись с 22% до 27%, а их главные оппоненты «СДП» не менее стремительно теряли популярность, упав с 32% до 25%. «Альянс 2020», ставший результатом объединения двух политических сил ради «спасения страны» получал около 16% голосов избирателей.
В связи с тем, что партия «АЛДЕ», являлась союзником и партнером по коалиции с «проштрафившейся» «СДП», данная политическая сила начала также терять рейтинги, упав с 12% до 9%. Идентичную поддержку в соответствии с предвыборной социологией получала также и партия «Про Румыния», что определенно являлось успехом в связи с тем, что она была создана в 2017 г.
«Партия народного движения», которая практически не изменила своих позиций с 2014 г., могла рассчитывать только на 6% голосов избирателей, что вовсе создавало угрозу оказаться вне парламента. «Демократический альянс Венгров в Румынии» по результатам социологии получает переменную поддержку колеблющуюся от 4% до 5%, имея шанс не попасть в Европейский парламент.
Результаты выборов в Европейский парламент в Румынии оказались одними из самых точных, если говорить о социологических исследованиях. «НЛП» получает 27,8% голосов избирателей и 10 мандатов в наднациональной институции, их главные оппоненты «СДП» действительно «похудели», но при этом не сильно отстав от либералов и получив 24,8% и 9 мандатов. «Альянс 2020» поддержали 18,1% избирателей, давших им 7 евромандатов. «Про Румыния», «Партия народного движения» и «Демократический альянс Венгров в Румынии» получили каждый по 2 мандата.
Партия
В какую коалицию входит
Результат
«НЛП»
«Европейская народная партия» (EPP)
26,7% / 10 мандатов
«СДП»
«Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D)
22,8% / 8 мандатов
«Альянс 2020»
«Альянс либералов и демократов Европы» (ALDE)
21,5% / 8 мандатов
«Про Румыния»
«Альянс либералов и демократов Европы» (ALDE)
6,7% / 2 мандата
«ПНД»
«Европейская народная партия» (EPP)
5,7% / 2 мандата
«ДАНР»
«Европейская народная партия» (EPP)
5,7% / 2 мандата
Таким образом, из Румынии в Европейский парламент не попала ни одна евроскептическая сила, разве что «СДП», которая в попытках разрешить внутриполитические конфликты, иногда критикует Брюссель и «старые элиты».
Латвия: победа правящих сил и усиление оппозиции
Политическая ситуация в Латвии остается неизменной даже после прошедших парламентских выборов в 2018 г., на которых в очередной раз победила партия, представляющая интересы русскоязычного населения Нила Ушакова «Согласие». Основными политическими силами на внутренней арене Латвии, кроме пророссийского «Согласия» остаются партия «Новое Единство», представителем которой является нынешний премьер-министр, «Союз Зеленых и Крестьян», национал-популистская партия «Национальное объединение», «Кому принадлежит страна?», «Новая консервативная партия» и партийный блок «Развитие/За!», а также не присутствующая в Сейме «Русский союз Латвии».
При этом, несмотря на то, что партия «Согласие» победила на выборах в Сейм, на выборах в Европейский парламент данная политическая сила получила только второе место и два евромандата ввиду того, что часть её электората оттекло к «Русскому союзу Латвии», также прошедшему в Европейский парламент и получившему один мандат.
Первое место заняла партия «Новое Единство», которому доверилось 26,2% избирателей и также получившей 2 мандата. Национал-популисты «Национальное объединение» заняли третье место на этих выборах, также получив 2 мандата и 16% голосов избирателей. Помимо них в Европейский парламент «проскользнул» партийный блок «Развитие/За!», получившее 1 место.
Партия
В какую коалицию входит
Результат
Новое единство
«Европейская народная партия» (EPP)
26,2% / 2 мандата
Согласие
«Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D)
17,4% / 2 мандата
Национальное объединение
«Европейские консерваторы и реформисты» (ECR)
16,4% / 2 мандата
Развитие/За!
Независимые
12,4% / 1 мандат
Русский союз Латвии
«Зеленые»
6,2% / 1 мандат
В целом следует отметить, что Латвия, несмотря на свои скромные размеры и только 8 мест в Европейском парламенте имела крайне динамичную предвыборную кампанию, поскольку в избирательной гонке за места в наднациональной институции Европейского союза приняло участие более 17 политических партий.
Сразу после выборов в Европейский парламент латвийский Сейм на внеочередном собрании выбрал Эгила Левитса на должность президента Латвии. Его поддержали депутаты не только правящей коалиции, но также часть оппозиции, которая не могла определиться с основной линией.
Эстония: дробление коалиции и ослабление либералов
Данное государство, лежащее в Балтийском регионе, которое даже не успело «отдохнуть» от выборов в Рийгикогу, прошедших 3 марта 2019 г., а точнее от их результатов, сразу же принялось готовиться к гонке в Европейский парламент.
На последних выборах в эстонский парламент победила «Партия реформ», которая на сегодняшний день является самой крупной политической силой на арене Эстонии. Их конкурентами являются экс-партия власти «Центристская партия» и национал-популисты «Консервативная народная партия», «Отечество» и «Социал-демократическая партия».
В результате последних выборов свою поддержку потеряли «ЦП», которые изменили риторику в отношении РФ, ужесточая её, тем самым «оттолкнув» представителей российского меньшинства. Свои рейтинги увеличили «ПР» и правые «КНП».
Результаты внутренних выборов вполне логично перенеслись и на гонку в Европейский парламент, на которых победили «ПР» и «СДП», получившие по 2 мандата. Ещё по одному месту в Европейском парламенте досталось «ЦП» и «КНП».
Партия
В какую коалицию входит
Результат
«ПР»
«Альянс либералов и демократов Европы» (ALDE)
26,2% / 2 мандата
«СДП»
«Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D)
23,3% / 2 мандата
«ЦП»
«Альянс либералов и демократов Европы» (ALDE)
14,4% / 1 мандат
«КНП»
«Европа наций и свобод» + блок Маттео Сальвини
12,7% /1 мандат
Основной проблемой для эстонской политической арены будет являться трудное сотрудничество во внутреннем парламенте, поскольку даже поиск и создание коалиции оказались достаточно затруднительными, учитывая нынешний расклад сил. Фрагментированность парламента вынуждает партии искать поддержку даже у потенциальных оппонентов.