Глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко считает, что многоквартирные дома могут сэкономить от 25% до 40% после установки индивидуального теплового пункта, но пока такой возможности управителям домов не дают.
Об этом он сказал в беседе с политологом и шеф-редактором портала "Хвиля" Юрием Романенко.
"Стоимость ИТП для шестиподъездного 100-квартирного дома около 650-700 тыс. грн. с погодным регулированием. Все. Окупаемость проекта где-то 2-3 года в зависимости от дома. Потому, как дома очень разные, и потери разные. Это самый элементарный путь. Фонд энергоэффективности, не надо ничего выдумывать, никакие пакеты "А", "Б". Дайте управителям возможность, он должен подписать с жильцами. Дайте им возможность покупать ИТП, устанавливать, и снижать зарплаты. И тогда можно реализовать то, что обещал Зеленский. Ведь это же элементарно", - подчеркнул Попенко.
Он отметил, что при Порошенко и Гройсмане в Украине были подняты на 100% тарифы для того, чтобы заставить людей заниматься энергоэффективностью, но это не удалось, ведь у людей попросту не было на это денег.
"А денег дали "теплые кредиты" – 450 млн. Я посчитал тогда, в программе "теплые кредиты" взяло всего 2,6% людей от нуждающихся. При этом срок реализации всей модернизации всего жилого фонда около 200 лет (217 лет, по-моему). То есть, некоторые дома уже по четыре раза должны были заново пройти реновацию. Это, чтобы понимать о той политике, что проводилась", - отметил он.
Попенко привет в пример Францию. Там сначала дали возможность людям провести модернизацию дома, а уже после поднимали тарифы.
Также, говорит эксперт, поступили при реформе водоканала в Великобритании. Сначала были уменьшены затраты в в себестоимости, а после этого подняты тарифы.
"Водоканалы напрямую завязаны, сколько потерь в жилом доме, тепловики завязаны, сколько здесь потерь. То же самое и с переработкой бытовых отходов, все завязано. Пока мы не развяжем этот "гордиев узел" в жилом фонде (если будет желание у людей), то у нас и дальше все будет так происходить. А что, касаемо небольших средних городов, там это все будет глубоко-глубоко умирать. Потому, как там нет денег ни у людей, ни у власти. Там нет рабочих мест, заводов. Ничего. Там пустота. И люди живут только потому, что привязаны к квартире", - сказал Попенко.