Президент Украины Владимир Зеленский во время Всеукраинского совещания работников угольной отрасли поставил перед министром энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексеем Оржелем задачу ограничить импорт угля и электроэнергии.
Об этом сообщают «Буквы».
«О каком импорте может быть в целом речь, если страны, из которых мы импортируем, не пускают нас на свои рынки? Поэтому сначала наш уголь, наши шахтеры, наша электроэнергия. Если какая-то марка у нас не добывается, только тогда мы можем начинать обсуждать вопрос конкретной марки и импорта этой марки. Импорту нет сейчас места в нашей угольной отрасли», – подчеркнул Зеленский.
Кроме того, Зеленский подчеркнул, что украинские министры не должны получать зарплату, пока не закрыты долги по зарплате перед шахтерами. На погашение задолженности президент дал чиновникам 2 месяца.
Также Владимир Зеленский представил нового главу Координационного центра трансформации угольной промышленности Украины. Им стал Денис Шмыгаль – министр развития общин и территорий, а также экс-глава Бурштынской ТЭС, которая, как известно, принадлежит олигарху Ринату Ахметову.
Ахметов начал искать способы сдружиться с Зеленским сразу после его победы на выборах. Первым «шагом» к сближению стали подаренные Ахметовым 200 автомобилей скорой помощи для сельских больниц.
Также приближенные к Ахметову судьи Конституционного суда поддержали идею Зеленского о роспуске Верховной Рады 8 созыва.
После введения рынка энергия от тепловой генерации только подорожала – в июле тариф для ТЭС вырос на 16%. Оказалось, что на рынке у Ахметова просто нет конкурентов, однако к осени ситуация ухудшилась.
Председатель энергетического комитета и тогда еще представитель Зеленского в Кабмине Андрей Герус рассказывал, что в сентябре, во время подготовки к отопительному сезону, на складах ДТЭК (энергетическое подразделение Ахметова) было в два раза меньше угля, чем на эту дату год назад. И на фоне уменьшения запасов угля, некоторые люди стали приходить во властные кабинеты с предложениями.
«Сначала ко мне. В августе у меня было много встреч с гендиректором ДТЭК Максимом Тимченко. Затем приходили к профильному министру энергетики (Алексею Оржелю – ред.), к руководителю фракции Слуги народа (Давиду Арахамии – ред.) и к руководителю Офиса президента (Андрею Богдану – ред.)», – рассказал Герус.
После создания элемента конкуренции на монополизированном энергетическом рынке Украины путем введения импорта из России и Беларуси, цена электроэнергии снизилась на 15%.
Такие действия вызвали агрессию со стороны главы радикальной партии Олега Ляшко, которого не раз обвиняли в лоббировании интересов Рината Ахметова. 6 ноября в Борисполе Ляшко напал на Геруса.
У FT з'ясували, скільки та якої зброї відправила КНДР Росії для війни в Україні
Нова вісь зла: Фергюсон про те, чому Міршаймер помиляється щодо Китаю, Росії та Ірану
Підсовують підробки: українцям пояснили, як відрізнити натуральне вершкове масло
Банківська таємниця: на що погоджуються українці, відкриваючи картку "Національний кешбек"
Сам Андрей Герус связывает нападение Ляшка с ущемлением интересов Ахметова.
4 декабря, при голосовании за изменения в закон «О рынке электроэнергии», в Верховной Раде Украины появились слухи о том, что Ахметов предлагал «слугам народа» почти по 2 миллиона каждом, кто не будет голосовать. Также при рассмотрении изменений в этот закон в зале Рады появилась группа депутатов, вероятно связанных с Ахметовым, которые подстрекали народных избранников не голосовать.
«Павлюк, наверное, хотел торговать этими депутатами, но не получилось. Лояльные к нему депутаты ходили по залу и агитировали, наконец, они собрали в чат «Поболтать» около 60 человек. Когда это обнаружили, то депутатов попросили выйти из этого чата», – рассказал букв собеседник в «Слуге народа».
Депутаты из чата вышли, а вот Ахметов попытки договориться не прекратил. Во время голосования закона о рынке земли в первом чтении олигарх помог президенту голосами 4 лояльных к нему депутатов.
Это были Дмитрий Шпенов, экс-директор металлургического завода Ахметова Сергей Магер, Виктория Гриб, ранее работавшая в ДТЭК, и бывший директор Авдеевского коксохима Муса Магомедов.
Это явно сыграло олигарху на руку. Еще в октябре представители «Метинвест» делали все от себя зависящее, чтобы не допустить принятия законопроекта 1210, который увеличивал ставку ренты на руду с 8% до 10%. Более того, налог хотели брать не с себестоимости тонны добытой руды, а с цены тонны железорудного концентрата.
Ко второму чтению комитет Даниила Гетманцева подкорректировал текст и из него исчезли правки, которые затрагивали интересы ДТЭК, а ставки на руду стали более лояльными – ренту подняли до 11-12%, но расширять налоговую базу не стали.
Следует отметить, что закон, принятый 16 января, президент до сих пор не подписал.
Зато в феврале выходец из холдинга Аметова Денис Шмыгаль получил должность вице-премьера. В государственной продовольственно-зерновой компании Украины работает выходец из HarvEast Ахметова Саймон Чернявский, в НКРЕКП – выходец из ДТЭК Елена Антонова. Председатель Антимонопольного комитета тоже лояльный к олигарху.
«Ахметов – не Коломойский, ему не надо расставлять своих людей. Он просто потом договаривается с нужными ему людьми», – говорит один из депутатов.
Смотрите также беседу шеф-редактора портала «Хвиля», политолога, эксперта по международной и внутренней политике Украинского института будущего Юрия Романенко и экономиста Украинского института будущего Даниила Монина, в которой эксперты обсудили придуманный командой Зеленского способ перераспределения сельскохозяйственной земли после запуска ее продажи с помощью земельного налога:
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram