Цель России — укрепить позиции на мировой арене. Для этого она намерена использовать историю, как оружие.
Такую точку зрения высказал исполнительный директор Института мировой политики Евгений Магда.
По его мнению, с начала 2020 года тема истории в гибридных действиях приобретает особое значение. Ничего удивительного — год 75-й годовщины победы над нацизмом Россия будет пытаться использовать в собственных интересах, пытаясь перейти в контратаку в сфере геополитики.
Об этом свидетельствуют агрессивные выпады Путина против Польши, совершенные еще в конце прошлого года. Власть Второй Речи Посполитой хозяин Кремля обвиняет в антисемитизме и сотрудничестве с нацистами. В Варшаве на эти обвинения отреагировали на уровне премьера (Матеуш Моравецкий сделал соответствующее заявление) и создали специальный штаб для противодействия российским попыткам очернить польскую историю.
Следует отметить, что политика исторической памяти в Польше достаточно мощная, и РФ будет непросто навязать свою точку зрения. Об этом в частности свидетельствует выход на прошлой неделе посвященной 75-й годовщине освобождения Аушвица-Биркенау статьи президента Польши Анджея Дуды в ряде мировых изданий.
Вероятно, что Кремль будет действовать асимметрично, предпринимая различные ходы. В частности, Путин, выступая в ходе Форума памяти жертв Холокоста в музее «Яд Вашем» (его организовали при участии российского олигарха Вячеслава Моше-Кантора), отметил, что уничтожение евреев во время Второй мировой войны осуществляли не только нацисты, а и жители оккупированных территорий.
Российский президент, в частности, заявил, что на территории Украины погибли 1400000 евреев, решив не уточнять, что подавляющее большинство из них стали жертвами Третьего Рейха. К сожалению, украинское МИД на это не отреагировало. Подобные попытки гибридного толкования исторических событий со стороны России, видимо, будут продолжаться и в дальнейшем.
Например, российская сторона утверждает, что Вторая мировая война началась не в 1939 году с нападения на Польшу (такие версии действительно существуют), учитывая, что Польша сегодня является общим врагом для России и европейской бюрократии.
Если подобные размышления издаются, можно только представить, что остается за закрытыми дверями. Поэтому нет сомнений, — Россия намерена использовать историю как оружие в собственном стремлении укрепить позиции на мировой арене.
The Washington Post: Поспішна мирна угода щодо України може мати небезпечні наслідки для всього світу
Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки
Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
Яркий пример манипуляций — недавний салют в Москве в честь 75-й годовщины освобождения Варшавы от нацистов. Как известно, части РККА (Красная Армия — ред.) с другого берега Вислы наблюдали за подавлением нацистами Варшавского восстания, которое началось еще в августе 1944 года.
Циничное празднование годовщины освобождения Варшавы прошло вместе с обнародованием архивных документов о неподготовленности восстания — и тут версия российской пропаганды полностью ложится на традиционную точку зрения советской пропаганды.
Владимир Зеленский в Израиле отказался посещать Форум памяти жертв Холокоста, где приоритет имел Путин, а украинскому президенту не предоставили слова. Зато Зеленский принял участие в чествовании памяти жертв нацизма в Аушвице-Биркенау 27 января. Очевидно, посетить оба эпицентра памяти жертв Холокоста — единственно возможный для Зеленского выход. Однако этого недостаточно.
В итоге, Украина сегодня находится под угрозой получения массивного информационного удара по темам, связанным со Второй мировой. Зато, украинское общество вряд ли может похвастаться монолитным восприятием событий 75-летней давности, консолидирующими оценками деятельности Движения Сопротивления или эффективной деконструкцией трагических событий.
Стремление сделать ставки на «бесконфликтных героев», имена которых различными способами озвучили президент Зеленский и новый глава Украинского института национальной памяти Дробович, является опасным и может повлечь негативные последствия.
Евгений Магда уверен, Украине нужны союзники в деле борьбы за историческую память (прежде всего Польша — несмотря на сложные отношения в сфере исторической памяти) и решительные действия официального Киева, ведь разрушение памяти вызывает упадок нации на современном этапе.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram