Многие жители Запада считают, что вправе поучать Украину и ставить под сомнения ее решения. Украинцам пора научиться отвечать на такую критику.
Об этом пишет на портале Новое время американский журналист, бывший военный, служивший в Афганистане Адриан Боненбергер.
В США, моей родной стране, многие с детства считают Украину частью России, называя ее The Ukraine. Если чьи‑то бабушка или дедушка родом из Киева или Одессы, на вопрос о национальности они отвечают “русский”. Украина — лишь сноска в западных учебниках по истории, составная часть разнообразных империй.
Возможно, именно поэтому большинству жителей Запада, приезжающих в Украину, не удается понять ее культуру. Они не видят украинскую революцию в правильном контексте, смотрят на нее сквозь искривляющую линзу.
Как правило, происходит вот что. Во-первых, западные европейцы и американцы часто повторяют тезисы российской пропаганды: “Украинский — искусственный язык, Украина — не настоящая страна”. Во-вторых, они нередко делают в отношении жителей Восточной Европы такие заявления, которые иначе как расистскими не назовешь. Особенно это заметно в дискуссиях о коррупции и том, как Украина ценит человеческую жизнь и относится к мирным жителям.
Те же в свою очередь хорошо понимают собственную историю — точно не хуже, чем граждане любой другой страны, и намного лучше многих, включая граждан США, ведущих свои корни с начала XVII века и прибытия пилигримов. Незнание британцами, американцами, немцами, итальянцами, французами и так далее разнообразных бед украинцев на протяжении целых столетий не приводило к серьезным последствиям для них — это все часть того же легкомысленного презрения, с которым жители Запада относятся к Ближнему Востоку, Африке и странам от Украины до Финляндии. “Какова их история?” “Не знаю. Россия. Вся эта ерунда с Россией”.
Украинцы привыкли к такому невежеству и готовы рассказывать о том, насколько история их страны отличается от российской. Украинцы уважают давнее ощущение братства с другими европейцами, на которых они похожи как в физическом плане, так и в культурном — это напоминает им о том, что Россия — лишь недавняя страница украинской истории, и убеждает, что антипатия к ассоциации с Россией обоснована. По сути, они так хотят угодить западным европейцам, что забывают о важном, если не о принципиально важном, историческом факте: в ХХ веке Европа их бросила. Один раз, если вспомнить, как после Первой мировой войны Британия, Франция и Америка не защитили Украину от советской Красной армии. Дважды, если вспомнить, чем закончилась Вторая мировая. Трижды, если учесть Будапештский меморандум — а его нужно учесть. Его совершенно точно следует учесть.
Украинцам нужно понять и принять: если бы не их страдания, не бремя, которое они несли 80 лет, вполне вероятно, что Красная армия хлынула бы в 1919 году в Австрию и Германию. Если бы не их частые и яростные бунты в 1944–1954 годах — войны с Польшей и Россией, в которых погибли десятки тысяч, а сотни тысяч были депортированы — Центральная Европа оказалась бы под пятой тоталитарной тирании намного раньше, а Западная Европа могла бы и не выжить.