Пока в ЕС нет политиков, программы которых будут рассчитаны и на Германию, и на Грецию, и на Францию с Финляндией, новых кризисов не избежать
Европейцы, которые стремятся воскресить процесс объединения континента, недавно обратили внимание на историю основания Соединенных Штатов. Многие отбрасывают прецедент США, утверждая, что нынешние проблемы слишком отличаются от трудностей тех времен. Другие люди, которые верят, что федерализм мог бы стать неплохим решением проблем европейского общего рынка, страдают от отсутствия «граждан Европы», которые могли бы создать такую политическую структуру.
Существует множество параллелей между годами основания США и нынешним политическим и экономическим кризисом в Европе. По сути, принятие Конституции США и рождение американского народа дают нам надежду на то, что некоторые из самых сложных проблем Европы однажды будут решены.
Годы, последовавшие за американской войной за независимость, были сложными. В рамках Статей конфедерации 13 бывших британских колоний создали общий рынок с общими институциями, включая центральный банк. И все же они потратили немало времени на ссоры по поводу фискальной политики и валюты, а также в спорах между должниками и кредиторами. Конфликты возникали между южными и северными штатами, между крупными и мелкими. Казалось, что юная страна готова расколоться на части.
В 1780-х небольшая группа американских политических лидеров полностью изменила подход к проблеме. Их идеи так же актуальны для нынешнего ЕС, как и для США в свое время. Проблемы, с которыми сталкивалась страна, не были результатом некомпетентности политиков, плохо информированного или безразличного населения; они были вызваны неподходящей политической структурой.
При Статьях конфедерации, как сейчас в ЕС, вся политика проводилась на местах. Отдельные штаты самостоятельно выбирали руководителей, но ни одна партия не создавала программ, которые распространялись бы за пределы суверенных штатов. Джордж Вашингтон и другие лидеры понимали, что такая политика способствует провинциализму за счет национальных интересов, общих для всех членов союза.
Чтобы разобраться с этими проблемами, создатели американской Конституции предложили создать национальное правительство, которое отвечало бы перед всеми гражданами США и имело бы полномочия действовать в интересах всего союза и регулировать конфликты между государствами-членами. Для этого они сделали источником суверенитета граждан США – это была поистине новаторская идея.
При этом они не настаивали на единственном принципе суверенитета. Вместо этого они изобрели идею разделенного суверенитета – системы федерализма, которая позволяет местным, региональным и государственным интересам сосуществовать, а не конкурировать.
Хочу уточнить: никто не предлагает ЕС попросту скопировать американскую Конституцию. Но принципы, разработанные ее создателями, могут оказаться полезны для тех, кто ищет пути выхода из охватившего Европу кризиса.
Конфликт между Грецией и ее кредиторами подчеркнул несоответствие между интегрированными континентальными экономиками и европейской политической структурой, построенной на принципах суверенитета отдельных государств. Без наличия транснационального государства, у которого были бы необходимые для разрешения конфликта ресурсы и легитимность, Греции и другим странам еврозоны не осталось ничего другого, кроме как оспаривать суверенитет друг друга.
Сперва Греция объявила референдум, чтобы прижать кредиторов, но эта попытка провалилась: кредиторы воспользовались своими возможностями, чтобы, по сути, нивелировать его результаты. Согласно последнему варианту сделки, Греция обязана согласовывать все значимые законопроекты с кредиторами, прежде чем выносить их на публичное обсуждение и даже подавать в парламент.
Откройте практически любую европейскую газету, и вы увидите там критику почти всех политиков и министров (с обеих сторон греческого кризиса). Но, как и в первые годы существования США, проблема не в профессиональных качествах европейских политиков, а в самой политической структуре ЕС. До тех пор, пока нет политиков, программы которых будут рассчитаны и на Германию, и на Грецию, и на Францию с Финляндией, новых кризисов не избежать. Европе нужны европейские политики.
Кто-то может назвать призыв создать европейское национальное правительство в разгар кризиса нереалистичным. Другие могут предложить подождать, пока не сформируется европейская идентичность, и только потом формировать единую европейскую политику. Но и здесь опыт США показывает, что эти сомнения следует проигнорировать.
Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів
Путін почав вербувати найманців ще з однієї країни: відправляють сотнями в Україну
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Первые слова американской Конституции звучат так: «Мы, народ Соединенных Штатов…». И все же на момент написания Конституции мало кто из граждан мог похвастаться мощной американской идентичностью. Большая часть граждан никогда не выезжала дальше, чем за сорок километров от родного города; их политические симпатии, если таковые были, относились к штату, а не к союзу в целом.
Ситуация изменилась, когда было создано национальное правительство. Да, основой Конституции США считается американский народ, но только после появления общей Конституции эти люди стали считать себя американцами.
Сейчас сложно сказать, кто в нынешней Европе, раздираемой страстями, подозрениями и противоречиями, поддержит документ, который будет начинаться словами «Мы, народ Европы…». Но ситуация на континенте не хуже, чем в США в 1780-х. Чтобы изменить ход истории и ознаменовать рождение нового сильного союза, потребовались решительные действия политиков. Именно в таких действиях сегодня нуждается Европа.
Дэвид Старк, Профессор социологии Колумбийского университета.
Текст написан в соавторстве с профессором Европейского университетского института (Флоренция) Лазло Бражцем.
Источник: НВ