20 сентября Греции состоятся внеочередные парламентские выборы. Об этом свидетельствуют консультации премьер-министра страны Алексиса Ципраса с представителями парламентских фракций, а также кабинета министров. Такое решение было принятно после затянувшегося парламентского кризиса, вызванного принятием нового меморандума о сотрудничестве с кредиторами.

Де-факто, в правящей партии СИРИЗА произошел раскол, вызванный политикой правительства Ципраса относительно отношений с кредиторами. Из 149 депутатов этого блока, около 25 создали парламентскую группу “Аристери Платформа” (“Левая Платформа”), во главе с бывшим министром энергетики Лафазанисом. Еще пятеро принадлежат к сиризийской фракции КОЭ (Коммунистики Органоси Элладас, Коммунистическая Организация Греции), связанной с нынешней спикером парламента Зои Констандопулу. Обе эти фракции выступают против очередного меморандума о сотрудничестве, таким образом создавая два противополжных лагеря в одной партии.

“Третий меморандум” получил в парламенте 222 голоса из 300 в середине августа, после длительных обсуждений в парламенте. Уже тогда в СИРИЗЕ 44 депутата не поддержали новый договор (32 проголосовали против, 11 – воздержались, один депутат – не голосовал). Таким образом, из 149 депутатов партии, поддержали новый договор лишь 105. Учитывая шаткость существующей коалиции с партией АНЕЛ, чья фракция в парламенте насчитывает лишь 13 депутатов — потери такого масштаба для СИРИЗЫ грозили обернуться развалом коалиции.

Тем временем, в социуме и экономике продолжает сохраняться колоссальное напряжение. Наплыв мигрантов на греческие острова ухудшил и без того далеко не лучшую социальную ситуацию там – греческие острова традиционно испытывают проблемы с водой и электричеством. Из-за дотационности островов, они имели преференционный режим НДС (НДС на островах был на 30% меньше, чем в континентальной части страны), но с принятием нового меморандума, к 2017 году преференции для большинства греческих островов исчезнут.

Афинский фондовый рынок, открывшись после трехнедельных финансовых каникул, продолжает с большим трудом поглощать потери от последствий ввода ограничения капитала и негативной ситуации в банковском секторе – с 3 августа индекс за 14 дней снизился на 18%.

Банковский сектор страны понес, возможно, самые тяжелые потери за время последних 6 месяцев – к началу июля, перед закрытием банков по всей стране, в банковском секторе имелся всего 1 миллирд евро ликвидности. Малые банки обвалились, в результате чего на сегодняшний день в Греции осталось 4 банка – Alpha Bank, National Bank of Greece, Eurobank EFG и Piraeus Bank.

В своей статье в газете “Катимерини” Танос Цирос подсчитал, что базовые экономические показатели страны вернулись в эпоху вступления страны в зону евро – то есть 2002-2003 год. Таким образом, можно сказать, что кризис отбросил страну на 10 лет назад.

Чего ждать от “третьего меморандума”

Правительство Ципраса утвердило “третьий меморандум” о сотрудничестве с кредиторами. Спустя месяцы трудных переговоров с Еврокомиссией, Европейским Центральным Банком и МВФ, Греция согласилась на базовые условия договора о сотрудничестве, не имея другого реалистического выхода.

Согласно договору, Греция получит от Европейского Союза около 86 миллиардов евро в следующие три года. Еще 6 миллиардов планируется получить в следующем году из приватизации стратегических активов, таких как порты Пирея и Салоник, а также, кроме прочих, 14 аэропортов по всей стране. Также, планируется создание приватизационного фонда размером в 50 миллиардов евро, который будет использоваться для рекапитализации банков и обслуживания государственного долга. Греция также обязана будет иметь первичный профицит бюджета в 3.5% от ВВП к 2018 году.

Очевидно, что такой договор приведет к еще большему усилению налогового давления на население и бизнес. В этом контексте, ожидается повышение налогов для фермеров, а также повышение предварительной оплаты налога на прибыль малого и среднего бизнеса до 100% к 2016 году. Среди всего прочего, Греция наконец обязуется увеличить налогообложение в сфере торгового судоходства. Наконец, страна надеется заполучить более 2.5 миллиардов евро с ЭНФИА – единого налога на недвижимость, одного из самых одиозных налогов, который появился в стране за последние 5 лет.

Это лишь малая часть ныне существующих в Греции налогов. Большая часть из них появились относительно недавно, с начала экономического кризиса в стране. Не говоря уже о колоссальном давлении на пенсионную систему, которая оказалась на грани коллапса. Пенсии в стране значительно снизились, а также был ограничен ранний выход на пенсию для отдельных категорий населения.

Таким образом, совершенно очевидно, что Греция переживает самый значительный кризис со времен гражданской войны 1944-1948 гг. За пять лет страна потеряла почти 20% ВВП, при этом нарастив госдолг с 148% ВВП до 188%. Уровень безработицы уже несколько лет находится на уровне выше 20%, а безработица среди молодежи в вовсе бьет все 50%.

Популярні новини зараз

"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру

"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей

Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення

На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса

Показати ще

С другой стороны, очевидно и то, что очередной договор о деньгах в долг – это не то, что даст Греции шанс на выздоровление в среднесрочной перспективе. Программа требуемых реформ колоссальна, так же как и реакционность государственного механизма относительно любых глубоких реформ. Общество устало от постоянного напряжения в политике и экономике, и болезненно воспринимает любые последующие шаги по изменениям ситуации в стране – даже если эти шаги дадут позитивный результат в долгосрочной перспективе, как, например, постепенное “открытие” т.н. “закрытых” профессий – секторов экономики, вход в которые официально закрыт или максимально забюрократизирован. Ярчайшим примером такого сектора являются перевозки – от такси до грузовых и туристических перевозок. Лицензии на такси в стране официально не выдаются государством вот уже много десятков лет. Таким образом, любой желающий стать таксистом должен перекупить существующую лицензию у другого участника. Цены на такие лицензии в лучшие времена могли достигать нескольких сот тысяч евро. И это лишь один пример из около 300 наименований профессий, для которых нужна специализированная лицензия.

Теневой сектор экономики также растет, учитывая возрастающую с годами налоговую нагрузку. Государство пытается бороться с “черными зарплатами” посредством астрономических штрафов (“незастрахованный” работник может обойтись работодателю в 10 000 евро), но негатив общей экономической ситуации подавляет даже подобные административные меры.

Проблема Греции схожа с проблемой Украины – это зависимость от уходящего в прошлое социально-экономического уклада, где государство является гарантом социальных стандартов посредством бюджетных перераспределений и популизма. Обе страны находятся на раздорожье между полным коллапсом и адаптацией под нынешние постиндустриальные реалии, где роль государства существенно нивелирована, рынки либерализированы и глобальны, а рабочая сила базируется на свободном контракте, а не государственном вмешательстве в трудовые отношения.

Обе страны стали объектами, а не субъектами геополитики из-за своего нежелания смотреть на мир не через розовые очки и жить за свой счет. Обе страны имеют потенциал для того, чтобы все же стать субъектами в перспективе.