Главный реформатор Грузии в 2004-2008 годах Каха Бендукидзе посетил Украину. В середине марта он провел встречу с украинскими бизнесменами, на которой высказал свое видение ситуации в нашей стране. Бывший министр по координации экономических реформ рассказал о том, как Украина отстает от других государств региона, посоветовал прекратить выбирать во власть популистов и удивился количеству больничных коек.

Эти и другие мысли Кахи Бендукидзе – в материале Platfor.ma.

Наши с вами нации формируются в такой сложный момент мировой истории, когда в главной колыбели цивилизации, Европе, произошла смена парадигм. Вспомним кота Леопольда – «надо жить дружно». Сейчас эта идеология восторжествовала в Европе. Как сказал мой коллега из Швеции, мы 500 лет кидали друг в друга бомбы, а сейчас кидаем законы. Прогресс на лицо.

 

Говорят, надо послушать Европу, импортировать институты гражданского общества. Это бессмысленно. Это как импортировать взрослость. Нельзя же импортировать взрослость, правильно? Я хочу быть успешным. Сейчас я почитаю Большую советскую энциклопедию и стану взрослым. Так не бывает.

В Библии говорится: «Последние станут первыми». И наоборот. Украина установила несколько мировых рекордов по идиотизму. Она была на пятом месте в СССР по уровню ВВП на душу населения, по богатству среднего гражданина. Потом во многих частях бывшего Советского Союза были войны, в Украине не было, но в 1994 году она успешно сползла на седьмое место. А сегодня находится на девятом. Азербайджан растет, потому что у них есть нефть. Грузия пережила оккупацию и войну. Молдова и Таджикистан пережили войну и росли лучше. И даже Россия, где чудовищная коррупция, как и во многих странах, росла лучше.

Польша и Украина были на одном уровне экономического развития всего лишь 24 года назад. Вот где Польша, и где вы. Не стыдно?

Есть фотографии, как эта часть суши выглядела в 1992 и 2002 годах. Ярках точка в правом верхнем углу – это Киев. Вокруг становится менее освещено, а в Польше наоборот – все больше жизни. Как говорил Михаил Булгаков, тьма поглощает город. Это результат той политики, которую проводила Украина.  Даже Болгария сегодня в 2,2 раза богаче.  Если Украина проведет радикальнейшие реформы, то через 10 лет, может быть, догонит Болгарию.

Вы все время выбираете популистов, людей, которые будут вам обещать как можно больше. Это означает, что выбираются не лучшие граждане, а худшие – то, что я называю извращенным политическим отбором. Все это происходит в рамках идеи большого правительства, которое повышает уровень бюрократии, тем самым создает больше помех для развития бизнеса и увеличивает коррупцию. Они вводят высокие налоги, потому что надо выполнять популистские обещания. Они бездумно и бессмысленно повышают пенсии. Все это приводит к обнищанию народа. И в результате популярнее становятся другие популисты. Те, которые обещают еще больше.

 

Бюджетный дефицит в 2013 году составлял 9%. В Грузии такого не было даже тогда, когда мы проиграли войну с Россией. За пять лет долг вырос с 13 до 45%. Ваши госрасходы — 48% в год.

 

Ваша экономика несовместима с жизнью, с существованием государства. Не может быть нищей страны с 48% госрасходов. В большинстве богатых стран европейского типа высокие расходы, но они прозрачные.

Популярні новини зараз

ГУР розкрило головну мету Путіна на фронті до кінця зими

Реформа МСЕК: сімейні лікарі отримають нові повноваження щодо встановлення інвалідності

Тисячі без тепла: одне з міст України опинилося на межі колапсу

ГУР підтвердив існування російського плану з окупації України та її розділу

Показати ще

Если вы будете расти со скоростью 2-3% в год, вас обгонит Молдова и украинские гастарбайтеры будут ездить туда работать. Это не сказки, такое уже происходило в истории: 100 лет назад жители Гонконга ездили на Филиппины подрабатывать, а сейчас в Гонконг массово приезжают филиппинцы. Сто лет назад Аргентина была третьей страной по богатству. Богаче Швейцарии. Сейчас это большая страна, красивый курорт Буэнос Айрес, танго. А толку никакого.

На что вы расходуете деньги? Пенсии – 17-19% ВВП, образование – 6%, но при этом соотношение цена-качество неправильное. Здравоохранение – один из источников обмана. Вы тратите 3,7 % ВВП на здравоохранение и считаете, что оно бесплатное. Но в итоге реальных затрат больше. В энергетическом секторе 5% ВВП каждый год уходит на энергосубсидии. Вы платите за обогрев домов больше, чем за здравоохранение. А учитывая черную дыру в «Нафтогазе» и налоговые льготы, вы тратите 11% ВВП. Попросту говоря, в Межигорье был большой дом. Думаю, он хорошо отапливался. И отапливался субсидируемым газом. И какое это имеет отношение к социальной справедливости? Почему большой дом нужно отапливать субсидируемым газом?

Можно посчитать всю энергию, которую вы потребляете не в деньгах, а перевести на мегаджоули. Сколько энергии требуется, чтобы произвести 1$ ВВП по паритету покупательной способности, независимо от колебания курсов валют?  Оказалось, тут есть страны хуже вас. Туркменистан имеет много газа и он бесплатный. Но все остальные страны, даже имеющие свой газ, например, Россия, более энергоэффективны. Вы можете решить, что европейские страны очень развиты, у них современные технологии. Но Грузия на первом месте среди стран бывшего СССР по энергоэффективности, потому что у нас тарифы рыночные, никто никого не субсидирует. Болгария, Литва, США, Киргизия, Молдова – все более энергоэффективны.

Украина похожа на наркомана, которого барыга подсадил на товар, и все время из него выдаивает деньги.

Экономика Грузии в десять раз меньше, чем экономика Украины. Мы потребляем 1,8 миллиардов кубометров газа. Украина могла бы потреблять в 20 раз больше, это составляет 36 миллиардов кубометров газа. Вы добываете 20 миллиардов, за транзит в денежном эквиваленте вы получаете 14 миллиардов кубометров. И никакой зависимости от «Газпрома» вообще не было бы, если бы проводилась внятная государственная политика, отсутствовали субсидии на газ.

Больницы – еще один пример отсутствия реформ. Есть такое заблуждение, что экономика – это заводы, а больницы к ней никакого отношения не имеют. Экономика – это все вместе. Сколько коек было и есть на 1000 жителей? Современная медицина в силу экономических причин не требует много коек. Раньше люди лежали неделями, сейчас днями. В развитых странах и в хороших клиниках правильное лечение вросшего ногтя вообще не требует госпитализации. Многие страны очень сильно сократили количество коек. Самые радикальные сокращения были в Новой Зеландии после двух волн реформ. Мы в результате медицинской реформы с 2006 по 2012 сократили их количество более чем в 2 раза. США сократили. Кто чемпион по не сокращению коек? Украина.

Россия обогнала Украину. Беларусь обогнала. В погоне за популизмом записали в каком-то законе, что нельзя сокращать количество коек. А это значит, что в больницах пациентов нет, они отапливаются, освещаются, там получают зарплату. А пользы никакой.

Есть международные организации, где люди в хороших шелковых галстуках меряют показатели. Всего в мире 194 страны. У некоторых ничего не измеряется, потому что они просто живут в джунглях, едят друг друга, о них данных нет. Украина по коррупции занимает 144 место. Легкость проведения бизнеса – 112 место. Уплата налогов – 164 место. Свобода прессы – 131 место. Индекс глобальной работоспособности – 84. Индекс экономической свободы — 155 место.

Допустим, вам нужно экспортировать товар из Украины. Для этого вам нужно 6 документов, Грузии – 4. Оформить все для экспорта в Грузии займет 9 дней, в Украине – 29. Чтобы открыть фирму — 2 дня, у вас – 21. Чтобы зарегистрировать квартиру – 2 дня, а в Украине  — 45. Больше законов – больше бандитов. Каждый занятый на госслужбе – это минус 5 рабочих мест в частном секторе.

Какая страна более ориентирована на экспорт – Китай или Украина? Оказывается Украина. Если посмотреть экспорт по отношению к ВВП – в Украине эта доля по отношению к номинальному – 40%, по паритету покупательной способности – 26%. У Китая соответственно 21% и 17%. Украина существенно опережает Китай по экспорту, по открытости своей экономики даже сейчас. Это связано с политическим решением, которое вызвало Евромайдан – Европа или Россия. На самом деле Европа – это не столь однозначная вещь.

У вас 70 миллиардов экспорта. В том экспорте, который Китай обеспечивает в Европу, заняты 27 млн рабочих на производствах. Украина может обеспечить 13 млн. Чтобы произвести половину того, что экспортирует Китай, с сегодняшним уровнем производительности труда Украине нужно 13,5 городских рабочих мест. Это меньше, чем у вас есть реально. Это потребует огромных инвестиций, но это возможно. Для этого нужно открывать экономику. Нужно, чтобы к вам приходили эксперты, строили новые производства, модернизировали существующие, чтобы вы во все это вкладывали деньги. Нет никаких препятствий для того, чтобы вы стали с Китаем наравне. Власть не должна душить бизнес.

За пять лет словаки сделали страну раем для индустриальных инвестиций. Что словаки умеют такого, что не умеют украинцы? Нужно, чтобы людей не душили налогами, возвращали НДС, чтобы потом внезапно владелец завода не узнал, что он уже не его.

У одних моих знакомых был банк в Украине. Как-то они поняли, что банк нужен для того, чтобы раздавать деньги, но никто не хочет эти деньги возвращать. И потом они его продали сыну Пшонки. Но и ему не удалось вернуть все долги. Все равны перед беззаконием. Если украинец решил не возвращать кредит, то он не возвратит его никому. Ни грузинскому банкиру, который обучался в Англии, ни Пшонке.

Я не видел ни одной страны в таком тяжелом состоянии, как сейчас у Украины. Оставить все по-прежнему не получится. Еще раз разворовать «Нафтогаз», повторить еще один популистский цикл не удастся. И это происходит на фоне мощной внешней атаки, задача которой — уничтожить украинскую государственность в той форме, в которой вы ее представляете. Забыть о Европе. И когда новая империя распадется еще раз, тогда можно будет вернуться на круги своя и заново строить национальное государство. Но есть опасность развала страны прямо сейчас.

То, что случился Майдан – это великое чудо. По всей видимости, эта революция еще не завершена. Она пока не привела к смене элит. Она просто привела к перестановке. Есть понятные вещи, которые сейчас нужно сделать – энерготарифы, дерегулирование, уничтожение бюрократии, сокращение госаппарата.

В Украине нет вооруженных сил. В вооруженных силах Грузии было 32 тыс. человек. Это мало. Но Украина большая страна. Есть несколько наций, у которых есть опыт взятия Москвы — монголы, французы. А вы вместе с литовцами и поляками брали ее 2 раза. Есть шанс взять Москву и нет армии – стыдно.

И Кличко, и Порошенко – это гораздо лучшее решение, чем то, что есть сегодня. Порошенко либо чрезвычайно дальновиден, либо он действительно сделал важный шаг, будучи фактически главной жертвой российской экономической блокады. Кличко – человек, построивший свою спортивную, а сейчас уже и политическую, карьеру без чьей-то помощи. Оба этих варианта для Украины хорошие. Может быть, ответ находится совершенно в другом месте. Например, Вакарчук должен быть президентом. Или Руслана.

У нас живет очень совковая вещь – министр здравоохранения по профессии должен быть врачом. А почему? В большей части европейских стран министры не врачи. Если в целом проанализировать, то треть правителей стран экономисты, еще одна треть – юристы. Оставшихся 33% — самые неожиданные. Особенно в стране переходной, которая ищет себя.

Образ патриота – образ из книжки. Патриот в какой-то момент может им и не быть, делать что-то не совсем патриотичное. Распространенный вид «патриота» — пришел на работу, украл денег, пошел в ресторан и выпил за Грузию с друзьями. Они тоже считают себя патриотами, хотят чего-то лучшего. Другое дело, что они вредят. Патриотизм возникает после кровопролития. После того, как ты понимаешь, что по-другому не можешь жить. То, что мы видим – это только радостное начало патриотизма. Пока вас недостаточно покусали. В 2003 году в Грузии мною двигала жалость и чувство авантюры. Я не участвовал в революции, но увидел людей, которые говорили правильные слова и хотели делать правильные вещи.

Как сказал Жванецкий, демократия – это не только когда ты их, но и они тебя. За что борешься, то и получаешь. «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Это имеет самое прямое отношение к экономике, бизнесу. Если ты не будешь каждый день бороться за прибыль, то ее не будет. Патриотизм – это когда ты готов бороться за свои интересы, которые ты видишь в этой стране.

Владимир Путин — русский националист имперского склада. Желание быть отцом нации — это нормально. Экономика ему не интересна. Он хочет восстановить империю с Украиной в составе, собрать русские земли, а это понятие растяжимое. К ним относится все, что плохо лежит. Крым его не интересует, его интересует Украина. Допустим, вы хотите взять корову и поймали ее за хвост. Самый плохой вариант – вы ее отпустите, она убежит. Если отрежете хвост – корова тоже убежит. При этом она будет кричать, и все другие коровы поймут, что с вами иметь дело невозможно. А вот удержать за хвост вроде бы и не больно особо, и не убежит она никуда. Хвост – это Крым в данном случае.

В Грузии существует государственное финансирование партии. Тогда партии становятся хотя бы частично независимы от денежных мешков. Если ты действительно выражаешь интересы народа, и тебя финансирует государство, ты можешь существовать без крупных денежных вливаний. Демократия – плохой способ правления, но лучше, чем какой-либо другой. Есть верхняя граница пожертвования – $30 тыс. И партия издает декларации, которые все контролируют. Если черной бухгалтерии в десять раз больше, чем белой – это сразу видно. То есть партия получила доход миллион гривен, а все ездят на Мерседесах с партийными номерами.

Надо сокращать госаппарат и повышать зарплаты, потому что никто не будет массово работать за дешево из соображений патриотизма. Частный сектор – источник кадров для государственного и наоборот. Идет своего рода конкуренция. Быть замминистра с зарплатой 40 тыс. грн почетнее, чем вице-президентом компании с зарплатой в два раза больше.

Необходимо действовать радикальнее. На самом деле вам вообще не нужен Национальный банк —  это источник недоразумений. Вам нужно последовать примеру эстонцев, литовцев, болгар — переходить на валютный совет. У вас очень плохая монетарная политика и все заверения центробанка, что все будет хорошо, не выдерживают никакой критики. Дело в том, что развивающиеся страны не способны выгодно для себя манипулировать таким сложным инструментом, как центральный банк. Вам нужны нормальные качественные деньги.

Нет простых рецептов. Госфинансирование, прозрачность, ограничение максимального пожертвования, строгий контроль и очень жесткое наказание за использование левых денег. Ваша задача – разорвать порочный круг. Вы все должны возненавидеть коррупцию. Если этого не произойдет, то этот цикл будет повторяться. И вы будете нищей страной.