В предыдущей публикации мы с читателями пытались выяснить а можно ли бюрократическую составляющую (в малом, на предприятии или в большом – во всем государстве) сделать эффективной и неизменной?
Ответ – да, эффективной можно, если она основана на строго научных методах, но неизменной она оставаться не может, поскольку меняется окружающий нас мир и в нем возникают разного рода кризисные явления порой имеющие характер стихийных бедствий, но чаще всего они приобретают черты «рукотворных» кризисов. Например, мир перешел на новые инновационные технологии а вы остались в рамках прежних, более затратных и потому неконкурентоспособных.
Неэффективность прежних советских управленцев была обусловлена тем, что и главный инженер и директор предприятия верно служили одному и тому же, его величеству плану, по сути дублируя друг друга. На самом деле директор должен был заниматься концепцией нового, будущего изделия, которое должно прийти на смену выпускаемого, а главный инженер отвечать за оперативное руководство предприятием. Со временем на предприятии должен возникнуть программируемый («рукотворный») кризис когда оба изделия, старое и новое, должны «сосуществовать» практически на одном и том же ресурсе. «Разрулить» подобную ситуацию несложно если воспользоваться достижениями «проектного менеджмента».
А нужны ли вообще бюрократы? Безусловно да и пример тому армейские структуры где абсолютно все регламентировано, но сражение выигрывают только те из них, где бюрократия более эффективна. К, примеру, в американской армии наиболее успешными являются тыловые структуры, обеспечивающие войска всем необходимым в режиме реального времени, по принципу «точно в срок». Секрет их успешности прост, все тыловые операции американской армии построены на основе процессного подхода, с помощью «Арис – технологий» о них речь шла в прошлой публикации. Понятно что в условиях боевых действий нельзя все раз и навсегда запрограммировать, поскольку кризисные явления в боевых условиях это не случайность, а ежедневная данность.
До недавнего времени любая производственная деятельность резко контрастировала с армейской реальностью, но с того момента, когда китайская индустрия начала осваивать новую продукцию в течение нескольких месяцев, а то и нескольких недель (выпускать новые модели самолетов и автомобили мене чем через год, в то время как это прежде это занимало от десяти до пяти лет), любое производство стало обретать черты схожие с деятельностью в боевых условиях. Для повышения эффективности все более усложняющегося производства теперь требуется использование последних достижений научной мысли, таких методов как, «шесть сигм», «айсинг», «бережное производство», методов многоаспектного имитационного моделирования и искусственного интеллекта. Другими словами возникла потребность создания собственных ЦУПов («центров управления полетами»), в форме ситуационных центров («центров принятия решений» как оперативных так и стратегических), способных в случае непредвиденных обстоятельств быть преобразованными в «антикризисный центр» .
В нашем государстве экономическое пространство «сжато» до предела, иногда из – за абсолютной некомпетентности руководства, по часто в силу жадности и ненасытности олигархических структур приведших экономику к монопольному беспределу, уничтожившему весь малый бизнес, основную опору для инновационного развития страны. Национальный кризис это вопрос самого ближайшего времени, едва только валютный курс перйдет «равновесную» величину равную 8,2 доллара по отношению к гривне. Эта величина была определена еще два года назад учеными института «Эволюционной экономики». И только благодаря их настойчивости Нацбанк «передумал» по совету «горячих голов» отпускать валютный курс в свободное плавание, иначе бы мы повторили печальную судьбу 20008 г.. Но только валютными интервенциями экономику не спасти, валютные резервы слишком невелики.
Какая стратегия могла бы спасти нас, находящихся «на краю пропасти», и в этом мы едины вместе с сотрудниками института – немедленнй переход к масштабным инновациям. Это может произойти либо по воле правительства. Либо по воле кризиса. Все существовавшие кризисы заканчивались не только сменой прежнего руководства но и расцветом новых инновационных достижений. Так зачем же это откладывать, если это все равно произойдет. Ответ прост, у нас катастрофическое перепроизводство «проффесоров», но единицы тех кто бы мог страну вывести из этой кризисной ситуации.
А если кризис станет неминуемым, как тогда быть? Ответ прост, перейти на натуральные показатели («бартер»), как и во времена военного времени. И на карточную систему на ограниченные ресурсы. И чтобы кризис не был длительным нужно отказаться от финансовых показателей в пользу, например, затрат на энергоносители. Но лучше всего изначально ввести «двойную» бухгалтерию (в денежном и натуральном исчислении) это позволит не дожидаясь кризиса непрерывно мониторить собственную конкурентоспособность. Поскольку энергетический показатель является доминирующим .
Любой кризис это скрытое требование кардинальных перемен, свидетельство некоего «омертвления» («тромбирования» — затоваривания) и требование необходимости неотложного принятия мер для выздоровления. В теории хаоса кризис, это потребность в точке бифуркации (кризиса) найти новое развитие из имеющихся возможных альтернатив, новую точку для нового «равновесия» («устойчивого состояния»). Кризис это и настоятельное требование для экономики и общества в пересмотре существующего положения дел в пользу инновационных решений. В прежних реалиях это, например, перепрофилирование производства черно – белых телевизоров в производство цветных и т. д. Возвращаясь к нашему примеру, задача главного инженера производство черно – белых телевизоров, вплоть до достижения границ затоваривания. Задача директора поиск новых технологий для производства цветных телевизоров. Затем главный инженер после некоторого «освоения» приступает к производству цветных телевизоров, а директор «озадачивается» производством, например, телевизоров в формате «3 — D» и так далее пока инновации не будут исчерпаны, но это вряд ли возможно. Недавно возникла, например, новая возможность «надевать» телевизор на очки. Хотя трудно ее назвать новой, этой возможностью военные летчики пользуются уже достаточно давно. Чтобы правильно выстраивать собственную инновационную политику необходимо пристально следить за достижениями не только ученых но и военных, как подсказывает практика, они всегда на шаг впереди .