Сражение за Дамаск ужесточается. Мятежники продолжают делать существенные успехи на севере и востоке Сирии. Каждая новая авиабаза, город или деревня, которые переходят под контроль восставших, все больше и больше ослабляют влияние Башара аль-Асада в стране. Его теперь уж точно нельзя называть правителем Сирии. Теперь он просто глава большой и сильной группировки в этой гражданской войне, несмотря на то, что все еще сохраняет влияние над существенной частью страны.
Природа конфликта изменилась кардинально с тех пор, как он разразился почти два года назад. Ситуация в Сирии последние новости свидетельствуют об этом. Мятежники начинали действовать со скудными ресурсами и оборудованием, но, поддерживаемые перебежчиками, в некоторой мере внешней поддержкой и демографическим перевесом, им удалось перехватить инициативу у некогда намного превосходящего их врага. Даже качественное превосходство режима в оснащенности быстро тает, поскольку мятежники теперь начинают использовать танки, боевые машины пехоты, ракеты и крупную артиллерию, а также портативные системы ПВО, захваченные из запасов режима.
Истощенный и шатающийся режим пытается отбросить основные силы повстанцев от Дамаска и обеспечить бесперебойный коридор к алавитскому побережью, уничтожая отдельные группировки повстанцев в остальных частях страны. Аль-Асад и его сторонники будут бороться за каждый дюйм, полностью отдавая себе отчет в том, что их жизни зависят от способности режима стоять на своем до конца и удерживать территории.
Битва за Дамаск
Важно помнить, что, несмотря на все значительные неудачи, силы аль-Асада все еще контролируют значительную частью Сирии и её главные центры концентрации населения. После провала взятия Дамаска в июльской операции «Дамасский вулкан», мятежники снова наращивают свои силы в столичном регионе. Однако, в отличие от их предыдущей неудачи, на этот раз мятежники расчитывают на интенсивные партизанские действия, чтобы изнурить и расстроить главные силы аль-Асада в Дамаске и его сельских окрестностях.
После последнего обострения в борьбе за Дамаск в июле-августе, режим держит большие количества войск в этом регионе. Эти силы заняты в операция типа «обнаружить и уничтожить» в окрестностях столицы, несмотря на сильное давление, которое испытывают его войска в остальных частях страны, включая Алеппо. Как только мятежники начали делать успехи на севере и востоке, режим был вынужден отослать некоторые из своих столичных соединений, чтобы укрепить другие фронты. К сожалению для режима, его действия в окресностях столицы не сильно ослабили местных повстанцев: мятежники опять переходят в наступление, вынуждая режим отзывать многие из его войсковых соединений обратно из провинции в Дамаск.
Зная о серьёзности угрозы, режим, как сообщается, переменил свою стратегию в сражении за Дамаск. Он теперь пытается изолировать город от его многочисленных пригородов, где мятежники делают значительные успехи. Например, 25 ноября они захватили военную авиабазу Мардж аль-Султан в восточном пригороде-оазисе Гута, что к востоку от столицы. Операции повстанцев в предместьях Дамаска также перерезали маршруты снабжения города товарами, что вызвало рост цен на основных продукты питания.
Восток и Север Сирии под контролем повстанцев
Дамаск – не единственная область, где на режим оказывается значительное давление. Мятежникам удалось достичь нескольких важных побед в прошлом месяце в богатой нефтью восточной провинции Дейр-эз-Зор. Захватив много городов, аэродромов и военных баз, мятежники также взяли под свой контроль большинство месторождений нефти: 4 ноября они захватили месторождение нефти Аль-Вард, 27 ноября — газохранилище Коноко, а 29 ноября, после того, как силы аль-Асада ушли из этого региона под Дамаск, они захватили и месторождение нефти Омар к северу от города Аль-Майадин. Башар аль-Асад теперь управляет только пятью месторождениями нефти, которые находятся на западе от города Дейр-эз-Зор, но в связи с разгоревшимся сражением за город и его аэродром, существует риск, что и они попадут в руки повстанцев.
Успехи повстанцев в провинции Дейр-эз-Зор сильно ударили по и без того тонким линиям связи режима с Ираком. Это привело к тому, что режим испытывает нехватку нефтедолларов, что прямо влияет на его возможность дальше поддерживать функционирование боеспособной армии. В то же время мятежники, как сообщается, уже пытаются извлекать выгоду из захваченных восточных месторождений нефти. Говорят, что мятежники переправляют нефть контрабандой в Турцию и Ирак, тратя заработанное на закупки оружия. Они также используют нефтепродукты и природный газ для питания своих электрогенераторов и в качестве топлива.
В то время, как вся восточная Сирия может скоро полностью попасть под контроль повстанцев, мятежники на севере продолжают атаковать и изолировать силы аль-Асада в Идлибе и Алеппо. 19 ноября, после перехода на сторону повстанцев в результате двухмесячной осады под Атарибом 46-го армейского полка, мятежники теперь надеются и дальше сжимать кольцо вокруг сил режима, остающихся в Алеппо, захватив базу Шейх Сулейман к северу от бывшей базы 46-го полка.
Повстанцы получают средства ПВО
Изолированные и окруженные, силы режима на севере полагаются на поддержку с воздуха как в военном отношении, так и в логистическом. Однако, это преимущество тает с каждым днем: все сильнее ему угрожает улучшения в арсенале средств ПВО и в тактике мятежников.
Зима візьме реванш: синоптики розповіли, де чекати на люті морози та снігопади
Пенсіонерам потрібно оформити новий документ: як отримати та додати у Дію
Перевірки розпочнуться з 1 січня: кому з українців загрожують штрафи у 17 тисяч гривень
За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто
Восставшие сначала пытались приобрести средства ПВО захватывая тяжелые пулемёты и зенитную артиллерию. Они захватили много баз ПВО, получив 12,7-миллиметровые крупнокалиберные станковые пулемёты ДШК, 14,5-миллиметровые станковые пулеметы КПВ и даже 23-миллиметровые орудия ЗУ-23-2. В течение долгого времени от начала восстания, мятежники стали более опытными в обращении с этим оружием, что позволило сократить тактический перевес правительственных войск от использования авиации. Мятежники даже сформировали особые группы «охотников» за летательными аппаратами на оборудованых средствами ПВО грузовиках.
Поскольку все больше военных баз оказывается в руках мятежников, они смогли укрепить свою противовоздушную оборону благодаря трофейным портативным системам ПВО. Перед началом конфликта сирийские вооруженные силы получили большое количество ПЗРК: тысячи установок, начиная с «Стрела-2» и заканчивая продвинутыми «Иглами». Эти ракеты хранились на военных базах по всей стране. Существует также неподтвержденная информация, что Катар и Саудовская Аравия, возможно, переправили портативные системы ПВО к мятежникам через Турцию.
Благодаря видеосъемке, 27 ноября мятежники предоставили первое подтверждение попадания из ПЗРК в воздушную цель: под Алеппо они подбили армейский Mi-8/17.
Скорее всего, стреляли из «Стрелы-2» или «Иглы», захваченных в 46-ом полку. Ракеты класса «земля-воздух» — серьезное подспорье для ПВО мятежников!
Битва продолжается
Изолировав силы аль-Асада на севере и совершив ощутимый прорыв на востоке, мятежники готовятся продвигаться дальше по долине реки Оронт, чтобы помочь окруженным группировкам повстанцев в Растане, Хомсе и Аль-Кусайре. В течение многих месяцев силы режима пытались сокрушить остающиеся силы повстанцев в городе Хомс, но мятежникам удалось продержаться. Повстанцы также собираются начать продвижение на юг вдоль главного шоссе M5 к Хан-Шейхуну и на подходы к Хаме. Однако, для этого они сначала должны опрокинуть остающиеся силы режима в Вади-аль-Дхайфе возле Мааррет-эн-Нуумана.
Со своей стороны режим упорно борется за то, чтобы обеспечить контроль над долиной реки Оронт вокруг Хомса, чтобы держать открытым коридор, связывающий Дамаск с алавитским побережьем. Угрожает режиму не только перекрытие этого коридора, но и натиск повстанцев на северо-восточную Латакию со стороны Идлиба: мятежники продвинулись в районе горы Туркман, взяли под свой контроль Бдаму и теперь с боями пробиваются в направлении города Латакия.
Тогда как режим обеспокоен событиями в Дамаске, силы аль-Асада в остальных частях Сирии также находятся под сильным давлением повстанцев. Ни в коем случае нельзя утверждать, что силы аль-Асада находятся под прямой угрозой поражения – они все еще контролируют значительную территорию, а под полную власть мятежников пока не перешел ни один крупный город. Отступление и консолидация сил аль-Асада также позволяют им поддерживать более короткие и менее уязвимые цепочки поставки. Однако, совершенно ясно то, что режим находится в состоянии обороны и вынужден постепенно стягивать свои войска к ядру, в которое теперь входят Дамаск, долина реки Оронт и населенное поддерживающими режим алавитами побережье. Положение режима ухудшается и даже концентрация войск на отдельной территории является довольно рискованной затеей.
Источник: Stratfor
Перевод: Сергей Одарыч, «Хвиля»