Говорить «за Бухарест», так же, как и «за Одессу», можно бесконечно. Города эти неоднозначны,  полны  загадок, нечто ускользающего, недоступного для понимания холодным  умом. Обязательно нужно участие души и сердца. Сухарю по жизни, подобная любовь неведома.

 

Это вам не Киев!

 

Можно согласиться, что где-то грязновата румынская столица, шумновата, криклива, порою надоедлива из-за многочисленного цыганского племени. Впрочем, доля истины и в том, что и Киев уже не тот чистюля, что раньше.

Тамошние недостатки с лихвой окупаются открытостью, отзывчивостью бухарестцев,  их готовностью прийти на помощь незнакомцу,   искренним участием к сирым и обездоленным, терпимостью к   многонациональным соплеменникам. А темперамент, харизма, многочисленные таланты, особенно музыкальные, и врожденный артистизм, способны просто подавить «закрытых» украинцев, которые слывут  людьми у себя на уме. Ученые эти качества классифицируют скучным термином: «менталитет». Но если приглядеться, менталитет исчезает, и остаются одни приятные воспоминания. (Шутка).

Впрочем, когда впервые ступаешь на бухарестскую улицу, полезно вспомнить, что Бисмарк отзывался о местных товарищах, как о нации «смычка и отмычки». Думаю, он несправедлив. Видимо, цыганская гадалка  успела его объегорить. Вот,  он, в сердцах, и решил отыграться на румынах: героических потомках даков, покрывших себя неувядаемой славой в период расцвета Римской империи.

Однако, что, правда, то, правда, здесь, как и в Одессе, пальца в рот я бы никому не пытался положить. Ион Енаки, встречавший меня на Северном вокзале, загодя предупредил не оставлять багаж ни на секунду без присмотра, «это вам не Киев!». Спасибо, Иван Иванович, если бы не ты, не смог бы фотографировать и  делать путевые заметки о братьях – румынах (как-никак, род мой по отцовской линии проистекает из Бессарабии, тем более, правобережной, коренные жители которой имеют полное право на румынское гражданство). И не увидать вам фото двух бомжей, сладко спящих на картонных листах, у входа на вокзал, в двух шагах от трамвайных путей. Что характерно, ту же картину я наблюдал при отъезде из Бухареста с того же Северного вокзала. Стражей порядка полицейских, которых здесь слушаются беспрекословно, поскольку они не церемонятся с нарушителями общественного порядка, подобный факт никоим образом не заинтересовал ни в первый, ни во второй раз.

 

 

Особое мнение

 

И еще я хотел бы отметить момент, присущий румынскому характеру. Несмотря ни на какие гонения, притеснения, ужесточения режима и советы «благоразумных», румыны всегда отличались «особым мнением». Надо отдать должное их мужеству и признать наличие собственной позиции. В этом румыны больше всего схожи с жителями туманного Альбиона.  Помнится, Генсек Брежнев, встречая в Ялте лидеров братских компартий, от души целовался со всеми, кроме Генсека РКП Чаушеску, которому он холодно пожал руку.  Кадры кинохроники подтвердят мои слова.

Популярні новини зараз

Фіцо сказав Сі Цзіньпіну, якого "миру" Словаччина хоче для України

Стефанчук розкрив долю закону про скасування переведення годинників в Україні

Зміни у встановленні інвалідності: чий статус перевірятимуть

Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів

Показати ще

Значительно раньше, в жестокую пору никонианства, когда в России адептов старой веры конформисты,  (их хватало при любой власти: «была бы власть, а сторонники найдутся»), повсеместно преследовали, сжигали в срубах семьями, староверы приют и защиту нашли только в Румынии. Там они основали ряд селений по Дунаю. Более ста тысяч русских липован благодарны румынскому народу за спасение.

На всем протяжении совместного проживания староверы проявляли себя как рачительные хозяева, законопослушные граждане строгих нравов, высокой морали, на добро отвечающие добром.

Как и другим нацменьшинствам, румынское государство предоставило Общине русских липован  свободу вероисповедания, право молиться в старообрядческих церквях.

Главы всех национальных  диаспор являются депутатами Румынского парламента. Чести представлять Общину русских липован в Парламенте на протяжении уже нескольких созывов удостаивается Мирон Демьянович Игнат, не последняя фигура в Европарламенте и других весомых Международных организациях. До настоящего времени он член Бюджетного комитета парламента, а до того – его глава.

Мирон Демьянович – кладезь уникальных знаний, полиглот, ученый. После ухода из жизни всемирно известного русского словесника Ивана Евсеева и его коллеги, доктора наук из Ясс Ильи Данилова, недавно почившего бозе, Мирон Игнат принял эстафету главного липовановеда. В ряду  многих других направлений научных разработок, Игнат, как ранее Евсеев, много внимания уделяет доказательствам влияния славянских языков на румынский. Мирон Демьянович подарил мне уникальную книгу Ивана Евсеева «Slavismele româneşti», в которой наглядно доказывается, что 30 процентов слов в румынском языке являются славянского происхождения.

На депутате лежат обязанности сохранения и развития добрых традиций Общины. Ему есть, чем порадовать соотечественников. Только за этот год построены и сданы в эксплуатацию три сельских культурных центра, организованы встречи с исследователями — старообрядцами из Москвы, проведены фольклорные праздники. Традиционная Международная научно-теоретическая конференция состоится в июне будущего года в Тульче. На этот Форум съезжаются старообрядцы со всего мира. Материалы конференции традиционно издаются отдельным сборником.

Общиной регулярно выпускается иллюстрированный журнал «Зори», каждый год библиотека пополняется новыми изданиями капитальных трудов по старообрядческой теме.

Не так давно Общину в Бухаресте посетил Король Михай. В знак особого расположения к русским липованам он подарил  их лидеру вазу с семейным экслибрисом, в знак благодарности за весомый вклад Общины в процветание его  исконной Родины.

Можно только радоваться доброй славе русских старообрядцев среди королей и простых граждан Румынского государства, образованного не так давно, в сравнении с Молдавским государством.

 

 

Две Молдовы

 

Пока их, действительно, две Молдовы. Одна — отдельное государство Республика Молдова со столицей  Кишинэу. Но существует и, так называемая, Румынская Молдова – уезд, в составе самой Румынии, столица — Яссы.

На мой взгляд, Яссы – самый подходящий уголок для тихого житья в  домике среди липовых деревьев, любимого дерева гения румынской поэзии Михая Еминеску. Родом из  села Ипотешть, неподалеку от Ясс, Поэт находил вдохновение в прогулках по городскому парку, беседах (порой мысленных) с мэтрами румынской литературы, Василе Александри, Ионом Крянгэ, который, кстати, тоже уроженец здешних мест.

Аура здесь замечательная, как раз, для романтичных, творческих натур.

Меня, грешного, как магнитом тянет хоть раз в году вдохнуть полной грудью аромат липового цвета в саду Ясской консерватории, хранящей память о моем предке композиторе, основателе нового направления в хоровой православной музыке Гаврииле Вакуловиче Музическу (Музиченко).

Отсюда проспектом имени Музическу я добираюсь, не спеша, до православной Митрополии, где меня встречает почитаемый всеми православными христианами Старец Дософтей. Во время службы в Центральном соборе, хор Митрополии,  носящий имя Гавриила Музическу, исполняет его произведения. Дирижирует хором Никита Мирел, хранитель творческого наследия композитора.

Вслушиваясь в божественные звуки Иерусалимской кантаты, исполняемой во всех православных храмах мира, в том числе, во Владимирском Соборе, Храме Иоана Богослова Киева, я всегда задумываюсь о великой, и одновременно, трагической судьбе своего  прапрадеда-композитора, основателя хоров Ясской  и Измаильской Митрополий,  дирижера Императорского хора в Санкт-Петербурге, где он закончил консерваторию.

На этнической родине мировая слава и признание, многочисленные награды не оградили композитора от интриг завистников, гонений, притеснения властей, мерзостей сплетен и подлых наветов, что он  — «румынский шпион». В конце концов, Гавриил Вакулович был вынужден эмигрировать.

Как  русских старообрядцев, так и многих других талантливых инородцев, его   приютила Румыния. Будучи директором Консерватории, он воспитал целую плеяду своих последователей. В знак признательности мой предок подарил второй своей родине мировую славу и 11 томов церковных песнопений, под  каждой из которых фамилия  Музиченко заменена на Музическу.

Об этом подробно я поведаю во второй части моих путевых заметок, посвященных Яссам. Постараюсь уделить место и описанию волокиты с установкой памятника композитору по месту его рождения в Измаиле. При наличии готового макета памятника и утвержденного места для его установки, под предлогом надуманной  «румынской угрозы», местные власти упорно не желают дать «добро» установке  символа единой православной веры украинского, румынского, русского народов.

 

В Бухаресте одни политики

 

Я гулял по центральным проспектам, бульварам, оглядывал глухие закоулки промышленных кварталов Бухареста. Торговался, ради спортивного интереса и познания современного румынского слэнга, с продавцами торговых рядов рынков и стихийных барахолок.  Дискутировал с представителями научной элиты, рафинированной интеллигенции, лидерами политических партий, люмпен-пролетариями и олигархами. Мне хотелось выяснить, как повлияло членство в Евросоюзе на разные слои румынского населения. Нет ли головокружения от успехов, приведшего к  июльскому путчу?

В результате веселых, а порой серьезных, острых диалогов со случайно встреченными людьми, я, к своему удивлению, обнаружил,  что население Бухареста составляют одни «профессиональные  политики». Каждый столичный житель, от министра до дворника, от генерала до  попрошайки выражал личную заинтересованность в результатах грядущих выборов (кстати, наибольшую активность с рекламой своих кандидатов на экранах телевизоров демонстрируют цыганская и венгерская общины). Во всем Бухаресте я не нашел человека, который бы заявил, что не занимается политикой, не в пример киевлянам. Запуганный, рабски настроенный электорат украинской выпечки, в большинстве своем, настроен, как «премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина, — не вылезать из скорлупы беликовского футляра, в  данном контексте – придерживаться догмы:  «моя хата с краю, я ничего не знаю».

Мало того, что все румынские телепрограммы заполнены предвыборной риторикой, буквально на каждом шагу тебя пытаются убедить, за кого следует отдать свой голос. Этого добиваются внешней рекламой, печатной продукцией,  агитацией ангажированных и добровольных агитаторов.

Нация буквально пробует на зуб каждое движение политических лидеров. Я застал пик коллизии, связанной с условием премьера Понта Президенту Бэсеску:  не возвращаться из Европарламента без отмены вето на финансирование Евросоюзом программ для Румынии.

В свою очередь, сторонники Президента, «поймали» премьера Понту на использовании государственного транспорта – вертолета в предвыборных поездках. Сюжет с вертолетом прокручивался на всех программах,  в разных ракурсах несколько дней бесчисленное количество раз.

Поскольку «вертолетная тема» актуальна и для Украины, то разные подходы к вопросу, что правителям позволительно, и что нет, весьма показательны для характеристики уровня демократизации  нашего общества.

 

Такие, вот, они

 

Румыны – изысканно вежливая, особенно, по отношению к дамам, нация. Мужчина при покупке даже мелочи, обязательно поздоровается, дождется ответа, извинится, что побеспокоил. После завершения нехитрой сделки, поблагодарит, попрощается, пожелает, как минимум, доброго дня, или вечера. Если продавец – женщина, обязательно при обращении и прощании ввернет фразу «сэрут мына», то есть, целую ручку. Подобные знаки внимания женскому полу особенно элегантно расточаются пожилыми джентльменами.

Население румынской столицы восхищает своей набожностью. Пожилые и молодые, средних лет и совсем юные бухарестцы, идут ли они по мостовой, или едут в городском транспорте, обязательно осенят себя крестным знамением на святой крест распятия, купола церкви, или монастыря. И тех, и других, в Бухаресте великое множество, как и прихожан.

У румын нет культа одежды. Преобладает легкий, спортивный стиль. Даже совсем древние старушки семенят  в тапочках, куртках, джинсах. По дорогим костюмам с претензией на элегантность сразу определишь иностранца.

При расчетах румыны оперируют устаревшими названиями денежных национальных единиц. Румынские леи они называют ронами, а чаще всего, — миллионами. Видимо, им нравится само слово – «миллион», оставшееся с 90-х годов, когда румыны, как и мы, рассчитывались купонами достоинствами в миллионы, миллиарды. Пополнение счета для   мобильных телефонов и некоторые другие операции в сфере связи и транспорта осуществляется в евро.

В Бухаресте любят животных, особенно, собак, которые стаями беспрепятственно гуляют, даже в центре столицы. У многих в ушах вживлены бирки, свидетельствующие о существовании хозяев.

У  входа в метро «Пяца Викторией», неподалеку от Посольства Украины, находящегося на бульваре Авиаторов, популярностью пользуется бомж, который сосуществует с двумя собаками. Он делит с ними не только подобие конуры, сооруженной из картонных коробок, но и щедрыми подаяниями прохожих.

А еще я обратил внимание на отсутствие блондинок в Бухаресте, по крайней мере, на их чрезвычайно малое количество, по сравнению со жгучими брюнетками. Почему-то не жалуют румынские мужчины светловолосых красавиц, совсем не жалуют. Почему так, а не иначе, я не разобрался.

Простота нравов и, воистину, детская непосредственность отношений, даже с незнакомцами, поражает.

В городском транспорте талоны на проезд фиксируют в автомате. Не искушенный в этой операции, я перепутал талон для проезда в трамвае с тем, что в метро, приложил его к контрольному окошку автомата и уселся на свободное место. Один из пассажиров не поленился подойти ко мне и, неоднократно извинившись, участливо предупредить, что «талончик  у меня не сработал, а тут на линии часто ходят контролеры и налагают штрафы по высшей шкале – «10», то есть, в десять раз выше стоимости суточного талона».  Он помог мне найти нужный талон, зафиксировать его в автомате, и еще пару раз извинившись, вернулся на свое место.

 

Наш путь во тьме?

 

А я ехал и думал о нашей родине непуганых олигархов и безнаказанных правителей. Сравнивал с тем, что повидал и услышал в Бухаресте, вспоминал страну времен диктатуры Чаушеску, переходного периода, восстанавливал в памяти хронику кровавого декабря 1989 года.

Непрошеную мысль о похожести наших стран  «отсидкой» за решеткой бывших премьеров: Тимошенко и Нэстасе, я отогнал вопросами самому себе: почему мечта о Евросоюзе сбылась здесь, а не у нас, и кто виновен в том, что в последнее время мы чаще теряем, чем находим, проигрываем, чем выигрываем?

Разгадка пришла ко мне, когда я на своем скромном «Логане» по автобану подъезжал к Киеву. Ровно за20 километровдо столицы у поворота к селу Круглик меня ждал сюрприз. Участок дороги, некогда освещаемый  яркими светильниками, предвестниками близости родного очага, тонул во мраке. Густую темноту прорезали только фары машин.

И вновь припомнились мне смутные годы конца 80-х, когда Бухарест тонул во мраке  с наступлением сумерек. Введенный властями режим строжайшей экономии  для расплаты с внешними долгами, накопленных из-за неправильной экономической политики,  привел к расправе с главными виновниками искусственно созданных трудностей.

Однако, хватит аналогий!

 

О национальной  гордости  великорумын.

 

В столичных СМИ Румынии трудится много выходцев из Республики Молдова. За двадцать лет независимости они в полной мере освоили принципы европейской журналистики, сотрудничают с ведущими изданиями Европы, готовят материалы на разных языках, в том числе, на русском.

Мои старинные друзья из популярной газеты «Romania Libera» и информационного портала «Inforusia.rus», настоящие «профи», не высокого мнения об украинской журналистике. По моей просьбе они несколько месяцев мониторили украинскую прессу разных уровней, проанализировали и сделали вывод о ее полной зависимости от власти. По  мнению коллег — действующих журналистов, один из которых – доктор политических наук рептильность СМИ дает возможность власти действовать бесконтрольно, принимать фатально ошибочные решения.

К примеру, они считают грубым просчетом, из-за низкого уровня подготовки украинских юристов подачу иска в Международный суд по делу о разделе с Румынией прав на владение шельфом острова Змеиного. В такой ситуации надо было, по крайней мере, выдержать паузу, утверждают специалисты.

В свою очередь, вездесущие «акулы пера» «раскопали» и «выдали на гора» конфиденциальные данные. Организатор выигрышного для Румынии процесса, обеспечившего страну газовым будущим, (я не называю фамилию этого дипломата из этических соображений) в качестве премии – гонорара получил 10 тысяч долларов, а его технический секретарь – 13 тысяч евро. Эта новость стала сенсацией.

Ион Шкьопу из «Opinia» напомнил мне об имевшей место быть  23 сентября 2009 года  пресс-конференции в Укрінформе. Речь там шла о представленной Украиной в Комитет Еспоо жалобы  на несоблюдение Румынией положений Конвенции Еспоо во время реализации проектов в дельте Дуная, негативно влияющих на украинскую территорию.  Тяжба тянется давно. Факты искусственного раздела водного баланса на Сулинском и Святогеоргиевском каналах в пользу Румынии, как следствие, дноуглубляющих и берегоукрепляющих работ, очевидны. Кроме того, украинцы выразили недовольство, что поднятый со дна грунт румынская сторона скидывает в общие украинско-румынские воды Дуная.

Иона поразило, что ничего не значащий факт подачи Представления в Еспоо был растиражирован украинскими журналистами под кричащими заголовками: «Первый успех Украины в деле защиты дельты Дуная». Естественно, что и на этом направлении никаких успехов не достигнуто до сих пор, зато шумиха поднята.

«Несерьезные звонари»,- резюмировал свои выводы Шкьопу, имея в виду присутствовавших на пресс-конференции важных персон: замминистра окружающей среды Гурского, Посла по особым поручениям МИДа Украина Шовкопляса, Национального координатора Конвенции Еспоо в Украине Бучко и других.

Румынские журналисты показали мне свежий номер газеты «Урядовый курьер» от 18 ноября 2012 года, в котором их привлекла заметка под заголовком: «Молдовська відповідь. Прогадали. Демаркація українсько-молдовського кордону остаточно закріпить невигідний для нас обмін територіями».

Речь в заметке из правительственной газеты идет о, якобы, невыгодном обмене территориями между Молдовой и Украиной, в результате чего Украине остается7 километровдорог, а за Молдовой навечно  порт Джурджулешты, конкурент украинским портам в черноморских перевозках.

Ушлые папарацци смеялись над инфантильной внешней политикой нашей страны, которая приводит к одним поражениям. Наверняка, по их мнению, демаркация украинско-приднестровского участка принесет Украине еще больше осложнений, только теперь со стороны России, и навечно закрепит невыгодный обмен территориями в устье Дуная.

Будучи по своей природе, как все журналисты, циниками, мои румынские коллеги, тем не менее, отличаются обостренным чувством национального достоинства. Потому никак не могут осознать и объяснить логически  решения, принимаемые украинскими властями. К примеру, каким образом можно допустить, чтобы «варягов» со стороны, пусть, и хорошей подготовки, допустить до ведения главных политических шоу страны. Почему им позволяют дирижировать публикой, навязывать свое мнение, манипулировать сознанием правителей страны, законотворцев.

Когда речь заходит о тренере «Шахтера» их земляке Мирче Луческу, у всех лица расплываются в улыбке. И тогда особенно становится ясно, насколько мы близки, особенно, душами болельщиков.

Киев – Одесса – Тирасполь – Бендеры – Кишинев – Бухарест – Яссы – Кишинев – Одесса — Киев