Летом этого года парламент с легкостью принимал судьбоносные для страны решения, почти не отвлекая депутатов от других дел. Изменения коснулись всего – от бюджета до отходов. Потом был языковой вопрос, митинги и переход на осадное предвыборное положение, то есть, августовский отпуск.
В сентябре парламентский конвейер опять заработал, и депутаты и правительственные органы спешат вбросить на ленту этого конвейера свои инициативы. По мнению власти, готовиться нужно именно к установлению четких правил игры для бизнеса. А вот как со стороны бизнеса?
Мы собрали 10 резонансных проектов, которые были представлены Верховной Раде в сентябре 2012 г. для экспертного анализа и рассмотрения – или уже приняты как законы:
1. Пищепром
Министерство здравоохранения с аптекарской точностью выписало проект закона «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов», который коснется многих производителей и импортеров.
Никогда еще ранее на уровне закона не устанавливали процент жирности свиного фарша, как это предлагает сделать МОЗ. Госпредпринимательство, орган, призванный защищать бизнес от чрезмерного давления и регулирования, поддержал проект. С формулировкой, что он «минимизирует влияние современных маркетинговых «ходов» на мнение потребителей.
Действительно, если проект дойдет до парламента и будет принят, шампуни с витаминами и минералами станет сложнее втирать потребителям в голову. Придется указывать, сколько именно витаминов и минералов они содержат. Однако внятно объяснять, сколько втертого шампуня заменяет по пищевой ценности выпитый стакан свежего сока, по-прежнему не нужно.
2. Международная торговля и инвестиции
Чтобы выйти из разряда «серых» стран в списках FATF, в свое время Украина предприняла целый ряд мер по предупреждению «отмывания» денег и финансирования транснациональной преступности. К примеру, в тех случаях, когда для проведения валютных операций была нужна индивидуальная лицензия Нацбанка, ее нужно было согласовать с украинскими органами по борьбе с организованной преступностью.
Времена, по мнению правительства, изменились, и теперь согласование с силовиками только тормозит валютные операции. Поэтому Кабмин предложил отменить это согласование. Если документ будет принят, получение индивидуальных лицензий на валютные операции в Украине может стать проще.
Кроме того, премьер предложил сузить количество случаев, когда Нацбанк обязан прекращать финансирование и расчеты по счетам клиентов. Если раньше НБУ должен был делать это даже по постановлению следователя, теперь – лишь по решению суда.
Предложение Кабмина не нашло поддержки не только в МВД или СБУ (что понятно), но и в научно-экспертном управлении Верховной Рады. Но ни тех, ни других депутаты слушать не стали и приняли проект в первом чтении.
3. Медиабизнес
Влияние на общественное мнение – естественная задача СМИ. Те, кому это влияние не нравится, могут называть его манипулированием. А если очень не нравится, можно инициировать законопроект, чтобы это влияние ограничить.
Именно с целью «минимизировать использование СМИ как рычагов манипулирования общественным сознанием» Минюст разработал проект закона, направленный на «обеспечение прозрачности отношений собственности касательно средств массовой информации».
Явные цели документа просты – запретить деятельность телерадиоорганизаций с капиталом из офшорных зон. А кроме того – обязать телерадиокомпании ежегодно подавать отчеты об источниках финансирования и смене собственников и руководства.
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку
Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
В сентябре Минюст отчитался о плодотворном обсуждении проекта. Медиабизнес справедливо назвал инициативу ужесточением контроля.
4. Расчеты
Нацбанк предложил депутатам документ, который должен урегулировать работу платежных систем, основы обращения электронных денег, а заодно и наделить НБУ правом вводить ограничения на расчеты наличными среди граждан.
Парламент просьбу удовлетворил, и если президент подпишет закон, изменения смогут претендовать на звание революционных.
Во-первых, Нацбанк сможет ограничивать суммы любых наличных расчетов. Раньше эта норма касалась лишь юрлиц и физлиц-СПД. Теперь – затронет любого гражданина. Отныне для обычного украинца может стать серьезной проблемой рассчитаться наличными за машину или квартиру.
Во-вторых, электронные деньги получили законодательное регулирование, а банки – эксклюзивное право их эмитировать.
В-третьих, будут расширены возможности Нацбанка регулировать платежные системы. Международные платежные системы в Украине действительно имеют монопольное положение. Теперь их ограничат в праве устанавливать правила работы в нашей стране.
5. Инвестиции
Двадцать минут и двадцать одна секунда понадобилась депутатам, чтобы рассмотреть и принять Закон «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики Украины с целью создания новых рабочих мест». Еще десять минут и двадцать секунд – чтобы внести несколько важных «родственных» изменений в Налоговый и Таможенный кодексы.
Теперь инвесторы, вкладывающие в приоритетные сферы экономики, могут получить освобождение от уплаты налога на прибыль на 5 лет (с 1 января 2013 г.) и льготную ставку этого налога в размере 8 % (в период с 2018 по 2022 гг.). А также – право на ускоренную амортизацию основных средств и возможность выписывать налоговые векселя со сроком погашения в 60 дней, когда ввозят оборудование для реализации инвестпроектов.
Но многие помнят, чем обернулись пять лет назад «льготы» в свободных экономических зонах. Помнят и то, как в 2000 г. Кабмин принял «иезуитский» Закон «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения». Этим законом Киев попросту отменил данные раньше гарантии о защите иностранных инвесторов от изменений в Украинском законодательстве.
Нечего удивляться, что все эти «многие» с опаской отнеслись к обещанным сейчас улучшениям. Тем более, что список приоритетных сфер для инвестирования будет утверждаться правительством.
6. Экспорт
Государственная налоговая служба уже год угрожает серьезными мерами в борьбе с трансфертным ценообразованием (то есть когда между продавцом и покупателем стоит подконтрольная «прослойка», позволяющая снизить налогообложение, и основная прибыль оседает на ней). Наконец угрозы вылились в проект изменений в Налоговый кодекс.
Бизнесу это сулит серьезными неприятностями. Сейчас доказать подконтрольность «прослойки», покупающей товар по низкой цене и перепродающей по рыночной, практически нереально. Но принятием проекта закона появится понятие «контролируемой операции». И под него по умолчанию можно подвести операции с оффшорными компаниями. Так может закончиться эра экспортной налоговой оптимизации… и начаться эра более тщательной оптимизации.
Тем более, что суды получат полномочия признавать лиц связанными, а операции контролируемыми в случаях, когда они имеют хоть какие-то признаки таковых.
7. Международная торговля
Обложить операции с офшорами сбором в пенсионный фонд Минсоцполитики предлагает не в первый раз. Недавно оно продвинулось вперед и провело обсуждение готового текста проекта закона. 5% от суммы выплачиваемых офшорным компаниям процентов, дивидендов и роялти и 12 % с других операций – вот что ожидает тех, кто сотрудничает с компаниями из 70 офшоров. Состав этого «списка 70» будет утвержден правительством и пока достоверно не известен. Жаль, что Кипр – не офшор.
8. Бизнес в целом
В Украине не место «у.е.», считают в правительстве. Одним абзацем законопроекта, зарегистрированного в сентябре в парламенте, предлагается обязать в рекламе указывать цены и тарифы исключительно в гривне. Реклама с «у.е.» может оказаться вне закона на следующий же день после опубликования акта, который не предусматривает никакого переходного периода.
9. Бизнес в целом
Правительство пустило новую волну упрощения разрешительных процедур, представив проект закона, которым, якобы, устраняется 27 разрешительных документов. Кроме того, на разрешительные органы возлагается обязанность самостоятельно получать согласования, которые им нужны для выдачи документов. Предприниматели уже привыкли, что каждая такая волна влечет за собой полугодовой период хаоса. Как престарелый заключенный из фильма «Побег из Шоушенка», который, выйдя на свободу, не может сходить по нужде, не получив у кого-нибудь разрешение, так и бизнес не верит в то, что разрешения действительно отменены. И правильно не верит: отменяют ордера – появляются карточки, обязывают разрешительные органы самостоятельно получать согласования – они так согласовывают, что лучше б этого не делали. Хотя даже с учетом низкого КПД такие изменения все же дают положительный эффект. В конечном итоге далеко не все из отмененных разрешительных документов реинкарнируются.
10. Бизнес в целом
Выше были перечислены инициативы, от которых бизнесу не много радости. Это верный признак реальности их воплощения в жизнь. А есть ведь и проекты, от которых не радость, а приступы смеха накатывают. В Верховной Раде находится серия фантастических инициатив, среди которых небольшой проект о гарантиях для вновь созданных предприятий. Будь он принят, компании, созданные после 1 января 2013 года, получили бы право пять лет работать по налоговому законодательству, которое действовало на момент их создания, если новые правила кажутся им хуже. Пять лет эти компании не подлежали бы налоговым проверкам. Действительно, чем ближе выборы, тем изощреннее шутки законодателя.
Источник: Форбс