Среди украинских интеллектуалов и, вообще, среди представителей третьего сектора распространено много мифов о т.н. постиндустриальном обществе, информационном обществе и прочих «пост», где одним из главных постулатов является утверждение о том, что старые формы управления массами в условиях широкого распространения Интернета уже не работают.
Недавно на моей странице в Facebook разгорелась дискуссия после того, как я опубликовал цитаты из Ленина.
Особую активность проявил Тарас Плахтий, утверждающий, что сегодня ключевую роль играют организации без иерархий.
Поэтому Тарас считает, что Ленин неактуален, я говорю, что его анализ не только актуален, но и по-прежнему очень адекватен в нашей ситуации.
Тарас считает, что информационное общество, дескать, изменило все настолько, что мы должны выкинуть на свалку Ленина, а также (я подозреваю, что скоро Тарас пойдет дальше) и
Платона, Аристотеля, Канта, Ницше, Бердяева и прочих мыслителей, которые, о, ужас не имели счастья жить в эпоху, когда буйным цветом расцвело информационное общество.
Итак, почему не прав он и ему подобные, увлекающиеся теориями о постиндустриальных и информационных сообществах.
Мой тезис: не нужно, словно фетиш, доставать к месту и к не к месту «информационное общество». Человек всегда живет в информационном обществе, расширяются только коммуникационные инструменты, которые, в свою очередь, расширяют коммуникационные способности человеком. Все!
Человек не обученный специальным навыкам коммуникации, анализу и так далее, будет одинаково беспомощен независимо от того, есть у него дома Интернет или нет, есть ТВ или нет, есть книга или нет.
По мере того, как расширяются возможности коммуникации, расширяются возможности элит управлять обществом не применяя насилие. Потому что у элит есть знания и есть возможности получать информацию, дающую возможность навязывать свои интересы как общественные.
Иногда, происходит смена элиты, потому что она слишком увлекается защитой своих интересов и общество начинает испытывать дискомфорт от этого. Здесь нам пригодится ленинский опыт и не только ленинский. Потом новая элита закостеневает и, в конце концов, теряет власть. Но в целом, элита всегда навязывает модели, которые ей выгодны. Потому она и элита, поскольку она формирует цели. Цели возникают потому, что элита понимает свой интерес и ресурсы, которые ей нужны, чтобы занимать топовое место и вкушать ее плоды. Если элита не формирует цели, то она смешивается с народом, который превращается в стадо.
Элита всегда обязана приподниматься над народом! Всегда! Если элита не приподнимается над народом, а бежит следом за ним, то она теряет свою функцию. Более того, она становится опасной для народа, поскольку голова априори не должна быть хвостом. Задача головы поворачивать туловище, искать еду, избегать опасностей, и, как приз, получать за это больше энергии. Больше комфорта, больше девочек, больше информации, больше силы — это плата за работу головой, самую сложную и ответственную работу с ее стрессами и перегрузками.
А информация всегда будет информацией, т.е. ресурсом, который нужно уметь обработать, сделать правильные выводы и принять правильные решения. На каждом из этапов требуются особые навыки, которых у большинства людей нет! У них есть какие-то навыки в той или иной сфере, но их недостаточно, чтобы видеть всю картинку в целом. Мозаичность картинки искажает понимание процессов и, естественно, ведет к неправильным решениям со всеми вытекающими отсюда последствиями
Київстар запустив вигідний тариф лише за 100 гривень: як підключити
Міноборони встановило нові правила проходження ВЛК: штраф сягає 25 тисяч
"Нова пошта" звернулася до клієнтів через заборонені посилки за кордон: важливі правила
Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри
Вот почему я призываю к здравому смыслу в рассуждениях об информационном обществе, якобы породившего каких-то новых людей. Хрена с два! Новые формы организации — да. А люди старые. Вот посмотрите на Украину. Вроде 20 лет как новое государство, а присмотришься наверху все те же пид…сы. Успешно воспроизводящиеся, между прочим:)
Это не значит, что наше положение безнадежно. Нет! Это значит, что не нужно ударяться в иллюзии или нытье, которые мешают выбраться из «безнадежной ситуации». Именно потому Ленин или Мао сегодня по-прежнему интересны. Их произведения дышат силой ситуации в которой они искали выход. Человек всегда должен искать выход независимо от того в каком обществе он живет. Точка