От нас уезжает Тейшейра. Причем целый Жозе Мануэль Пинту! Дело в том, что Тейшейр много, это такая популярная португальская фамилия, как на ее родине, так и в бывших колониях, той же Бразилии.  По-русски его фамилия звучала бы как «Тисовский», а по-украински и по-польски «Тисовецький», ведь teixo («тэйшу») — это тис. Любопытно, что политиков Тейшейр много (впрочем, спортсменов — больше). Так что Жозе Мануэль Пинту — скорее всего представитель некой династии, но пока не слишком известный, поскольку посвященная ему страница в Википедии доступна только на украинском языке, а вот ни португальского, ни английского аналога нет.

Следующее назначение г-на Тейшейры — Кабо Верде, Острова Зеленого Мыса, насчет чего уже язвительно прошелся наш МИД, реагируя на очередные громкие заявления отъезжающего дипломата. Это означает, что высоты дипломатической иерархии опять отодвинулись по времени, а ведь в 14 августа Мануэлю Жозе («Пинту» будем далее опускать, пусть он нас простит) стукнуло 60. По португальским законам — еще пять лет, и на покой. Впрочем, госслужащим может и скидка выйти. Учитывая то, что в Украине Тейшейра оттарабанил четыре года, экзотический Капо Верде может стать последним его предпенсионным назначением…

Правда, карьерным спасением для нервного дипломата может послужить линия Ангелы Меркель — она уже не раз обращалась к южным членам ЕС с мольбой-требованием пересмотреть пенсионный возраст в сторону увеличения и что-то даже предпринималось на этом направлении в Португалии.

Впрочем, как известно, жесткий курс Меркель был саботирован новым французским лидером Франсуа Олландом, отменившим одиозные «реформы» Саркози и вместо них урезавшим зарплаты себе и своим министрам на треть. Шаг символический, но демонстрирующий, что есть и другие антикризисные стратегии, более сложные, нежели грабить средний класс и заставлять бедных содержать богатых своими налогами, как это делал и Буш-младший в США. Но вернемся к Жозе Мануэлю, внезапно переставшему быть сегментом нашей политической реальности.

Работа послом ЕС в Украине, возможно, была пиком карьеры Тейшейры. Из чего я это заключаю?

Здесь необходимо сделать недолгое отступление. По первой специальности — военный моряк, Жозе Мануэль впоследствии перепрыгнул целый уровень, поскольку не удовлетворился Лиссабонским техническим университетом, а поехал учиться в развитую Норвегию, и затем закончил Лондонскую школу экономики (LSE). Это и в самом деле престижное учебное заведение, хотя о нем ходит немало анекдотов, как о не брезгующем «мажорчиками» из «варварских государств». Понятное дело, что коррупции в нашем понимании этого слова в LSE нет. Проблема в том, что иногда проскакивают какие-то привлекающие внимание эпизоды — так, училась в LSE Евгения «Жужа» Тимошенко, причем ее магистрат посвящался…реформе энергорынка в Украине, каковую проводила ее мать на посту вице-премьера по энергетике!

Видите ли, в каких-то случаях на такое закрывают глаза, и ничего незаконного в этом нет, конечно. Но те, кто занимается настоящими исследованиями (или те, чей крепкий зад расколол гранит науки — лично я их тоже уважаю!) нет-нет, да и прыснут в кулак, узнав о такой истории. Мне приходилось слышать английский язык Евгении Тимошенко в студии беспощадного Стивена Сакура во время «Жесткого разговора» (Hardtalk — топовая политическая программа BBC). Не могу, честно говоря, сделать вывод, что «Жужа» была в LSE безукоризненной отличницей, если не по цифре, то по факту. На ее фоне даже Тарас Кузьо, защитивший в Университете Бирмингема вполне себе конъюнктурную работу по государственному строительству в Украине выглядит эрудированным златоустом…

Однако, для военного моряка и технаря из Португалии Тейшейры степень Лондонской школы экономики, которую закончил будущий строитель глобализма Джордж Сорос — серьезный шаг вперед. Таким образом, Жозе Мануэль попал в сообщество ранних грантоедов, работал на этом поприще в ЮАР и на Ближнем

Востоке. Потом карьера союзного дипломата — представительство ЕС в Свазиленде, и в МИД Португалии во время первого председательства этой страны в ЕС в 1992-м году. Далее — «шлях широкий»: посол ЕС в Македонии, стране, которая желает стать членом Союза…

Ну а вот потом, неясно почему — Мозамбик. И уже оттуда — в Украину. Из Мозамбика. А теперь — опять в тьмутаракань. Магия ротации? Но Кабо-Верде является еще и бывшей колонией Португалии! Нищие острова Зеленого Мыса, лишь пять лет назад покинувшие ряды стран «четвертого мира» экспортирующие рыбу, соль и кожу, да развивающие туризм. Странные зигзаги…

Видимо, и в Македонии, и в Украине Тейшейра не справился с какими-то важными задачами.

Впрочем, Кабо-Верде еще и оффшор, желающий вроде вступить в ЕС. Так что, не исключено, что это последний шанс Жозе Мануэля втащить какую-нибудь страну в Союз. Бывшая Югославская Республика Македония еще в 2005 году получила статус страны-кандидата, но до членства ей «як до неба рачки». Украина — до сих пор и не кандидат, собственно и ассоциация не подписана. Только парафирована, правда, кто кого парафировал — пока в тумане. А тут еще и отъезжающий посол излил душу — объявил, что все, процесс встал. Как в Мозамбике.

Можно себе представить, что происходит сейчас на Островах Зеленого Мыса, где ВВП на душу населения в два раза меньше нашего отечественного, и которые не имеют возможности вступить в ЕС по формальным характеристикам, не находясь в Европе. Местный политикум не знает, куда спрятаться — к ним едет грозный, бескомпромиссный ревизор, запугавший элиту самой большой страны, полностью находящейся в географической Европе!

Популярні новини зараз

Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних

Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз

Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Но я вот думаю, на Островах Зеленого Мыса наш Мануэль Жозе так скандалить не сможет. Во-первых, миру совершенно все равно, что происходит в Кабо-Верде и распускать хвост там негде и не перед кем. Во-вторых, аборигены тех мест, к примеру, ящерицы, будут лишь молчаливо и недоуменно внимать выступлениям посла ЕС, а подходящие близко к берегу киты — испускать фонтаны, отмечая наиболее эмоциональные пассажи.

Посол Тейшейра, несомненно, укрепит там свои нервы.

На смену ему едет поляк Ян Томбинский, до последнего момента занимавший самую высокую национальную должность — представителя своей страны в ЕС. До этого — посол Польши во Франции. Пан Томбинский — яркий представитель эрудированного польского диссидентства, филолог-германист, затем один из создателей дипломатии новой Польши.

Это назначение свидетельствует о повышении уровня диалога Европейского Союза с Украиной.

Как минимум, по сравнению с Кабо-Верде.