Президент Украины Пётр Порошенко внёс сегодня в парламент законопроект № 7203, суть которого сводится к изменениям в ст. 80 Конституции страны – статьи о «депутатской неприкосновенности». На фоне массовых акций протеста, проблемы с наличием голосов у парламентского большинства, попыток части политических сил инициировать как минимум новые парламентские выборы, это можно называть удачным шагом.

Протесты и предложения президента

Сегодняшний день должен был пройти под знаком массовых акций протеста, о своём участии в которых не заявил разве что только ленивый. Каждая из политических сил имеет собственный набор требований и, естественно, собственные тезисы. Есть и нечто общее: на поверхности требования отменить депутатскую неприкосновенность, запустить антикоррупционные суды, изменить избирательное законодательство. В глубине многие организаторы акции тешат себя надеждой на возможный результат в виде как минимум парламентского кризиса с вилкой выхода «переформатирование большинства или новые выборы».

Ситуация, надо отдать должное, не нова — в конце 2015 и 2016 года как по расписанию были попытки созыва различных «майданов». Первый раз раз власть смогла не допустить перерастания местных выборов в очередные внеочередные парламентские и, выпустив пар обсуждением «ритуального жертвоприношения» в виде отставки правительства Яценюка. Ради справедливости стоит отметить, что тот Кабмин действительно ушёл, но не по сценарию Порошенко. Параллельно с этим Порошенко на время умерил политическую активность своего заклятого «друга-олигарха» Игоря Коломойского. В тексте по следам тех событий я отмечал, что оба олигарха, и президент и недавний руководитель ОГА, «понимают, что не имеют ресурсов для политического блицкрига — уничтожения противника», поэтому обе стороны таки снизили градус конфликта к новому году.

Благодаря перечисленному выше, власть в лице президента и изрядно похудевшей коалиции, сумела допетлять до следующей осени, когда по украинской традиции пожухлые листья устремились к земле, а слегка подкрашенные плакаты в руках активных бабушек и героев труда партийных митингов взмыли к небесам. Ситуация была опасной тем, что «жертвенного козла» для громкой отставки уже не было, а оппоненты апеллировали к вечнозелёным тезисам защиты земли от поругания частными собственниками, необходимости больше платить украинцам — всем и сразу. Вот тут президент и премьер испробовали новую для Украины, но старую и хорошо известную практику: «не можешь воспрепятствовать протестам — возглавь их». Кабмин и парламентское большинство поддержали мораторий на продажу сельскохозяйственных земель и волевым решением повысили минимальную заработную плату. Власть, частично переняв риторику популистов, «отжала» их лозунги и как минимум нейтрализовала стремление БЮТ вызвать парламентский кризис.

Подход оказался чрезвычайно удачным и удобным. На осень 2017 заблаговременно была подготовлена так называемая пенсионная реформа. Изменения в законодательство не решали проблемы дефицита Пенсионного фонда, им не предшествовала ни перепись населения ни сверка статистических данных (чтобы точно знать сколько в стране работников и пенсионеров сейчас, сколько их будет завтра), не менялась коренным образом и система пенсионного страхования, не менялся пенсионный возраст (ради справедливости, стоит отметить, что изменения в области учёта трудового стажа частично решают данную задачу). Зато премьер и спикеры от власти с мая месяца подчёркивали, что суть «реформы» — увеличение пенсий. То есть просто так откуда-то должны найтись деньги для раздачи всем и каждому. И это при том, что на 2017 год утверждён дефицит пенсионного фонда в размере 142 млрд. гривен (без учёта увеличения выплат пенсионерам), а сама существующая система может похоронить под собой как реформаторов так и всю страну.

Тем не менее, за пенсионную реформу голоса в парламенте собрали, пенсионеры уже начали получать весьма существенные прибавки к пенсии.

С таким багажом власть подошла к 17.10, на которое была анонсирована едва ли не самая масштабная акция протеста, к организации которых активно подключились и структуры, включая упомянутого выше Игорем Коломойским. Требования в основном политические, и, на первый взгляд, требующие реакции парламентариев. Но вот незадача, тезисы вполне солидарны с тем, что озвучивала власть ранее:

Теперь, если посмотреть на состав митингующих, становится немногого не понятно. На улицах есть символика «Батьквищины», «Самопомощи», заметны внефракционные депутаты. В сумме — достаточно приличная сила, способная дать более 50 голосов. Формально, в сумме с коалицией и возможной поддержкой голосами от групп Ахметова получается даже конституционное большинство. В конце концов, перечисленные темы находят отклик у избирателя и решение по каждому из направлений может добавить популярности той или иной политической силе. Но вот незадача, при всём этом обсуждение перечисленных выше пунктов упирается в вопрос нехватки голосов в сессионном зале. Значит, реальные цели и озвученные лозунги, как говорят в Одессе, таки две большие разницы. В конце концов, одно дело, когда ты голосуешь «среди других», а совсем иное, когда ты не просто голосуешь (что при желании можно сделать быстро), а добиваешься этого в уличной борьбе и на телевизионных эфирах.

На этом фоне президент Украины Пётр Порошенко к началу массовых акций протеста подаёт в Верховную Раду законопроект № 7203, который меняет ситуацию с депутатской неприкосновенностью самым радикальным из обсуждаемых ранее, вариантов — у народных избранников остаётся лишь иммунитет, касающийся голосования и выступления с трибуны, всё остальное уходит в прошлое. В том числе и «согласие ВР на привлечение депутата к ответственности». Единственный компромисс — дата введения в действие новых норм — 1 января 2020 года. Чрезвычайно удачный ход Порошенко, который прекрасно укладывается в логику «не можешь воспрепятствовать — возглавь». В таком формате не хватает лишь пламенного выступление гаранта Конституции с трибуны митинга протеста под стенами Верховной Рады!

Чем удачен данный ход президента

Законопроект 7203 и его дальнейшую судьбу можно рассматривать с оглядкой на прошлогодние инициативы по повышению минимальной заработной платы в стране. И в 2016, и в 2017 году было соответствующее требование протестующих. Власть, выступая с аналогичной инициативой, которая, в некоторых аспектах, ещё более радикальна, чем у её оппонентов, пытается перехватить инициативу. Если помните, год назад, повышение зарплат стало ударом «ниже пояса» в популистской риторике Юлии Тимошенко, которая была вынуждена даже на время прекратить красиво говорить о зарплатах и, лишь собравшись с мыслями, начала вещать про «зарплату в 3200 гривен как обман». После этого тема сколько зарабатывают украинцы перестала быть топовой у спикеров «Батькивщины».

С поправками в Конституцию по депутатской неприкосновенности может случиться аналогичная ситуация. Если за поправку проголосуют, в том числе партии-инициаторы сегодняшних протестов, она вполне может стать законом. Но вот беда: в таком случае все лавры достанутся президенту — это же президентский законопроект. Поднимать рейтинг Порошенко и его именного блока в парламенте нет желания ни у БЮТ, ни у Самопомощи, ни у внефракционных депутатов ни у бывшего владельца «Приватбанка».

Популярні новини зараз

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний

В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари

Зеленський підписав закон про позбавлення держнагород за пропаганду країни-агресора

Показати ще

Попытки заговорить законопроект, внести изменения в сессионном зале так же не сулят оппонентам власти ничего хорошего. «Президентские» формулировки и так предельно радикальны. Любая инициатива народных избранников по изменению текста фактически будет направлена на сохранение элементов неприкосновенности. Это автоматически даёт власти возможность задавать логичный вопрос: «так кто реально выступает за неприкосновенность — мы или те, кто на громче всех кричит про равенство перед законом?». Единственная поправка, способная перевесить чашу весов и перехватить инициативу — это требовать введения новых норм в действие сейчас и сегодня, а не 1.01.2020. Но на это депутаты явно не пойдут, что делает более реальным третий вариант.

Завал законопроекта в сессионном зале. Для поправок в Конституцию необходимо набрать более 300 голосов народных избранников, что означает солидарное голосование «коалиции», БЮТ, Самопомощи, Радикальной партии и, возможно привлечение голосов, части внефракционных вкупе с депутатами из орбиты Р. Ахметова. Ситуация, которую трудно представить в теперешнем парламенте. Зато провал голосования по неприкосновенности, с одной стороны, сохраняет положение «над законом» для законодателей, с другой, даёт возможность обвинять оппонентов в «провале такого важного изменения в конституцию». Типичный украинский сценарий, но в нашей ситуации он позволяет власти расставить точки над «і», акцентируя внимание на количестве голосов, отданных каждой из фракций и тем самым выставить оппонентов в неприглядном свете.

Все три сценария создают ещё одну прекрасную возможность из перечня сегодняшних желаний организаторов протеста — досрочные выборы. При этом власть в лице БПП (и/или новых проектов имени президента) может надеяться на сохранение своих позиций, используя в агитации несколько ключевых пунктов:

  • Власть подняла заработные платы украинцам и говорит о готовности работать в этой области дальше. Решив идти на досрочные выборы власть может очередной раз волевым решением поднять минималку в 2-3 раза (предусмотрев, если нет денег, введение нормы в действие «на следующий день после выборов) — значительная часть людей «клюнет», тем более, что в 2016 году реально повышали.

  • Пенсионеры, наиболее подверженная манипуляциям группа населения, которая наиболее активно голосует, получили существенную прибавку к пенсиям и обещания того, что такой аттракцион невиданной щедрости будет продолжаться регулярно. Это значит, что при выходе на «дорогу выборов» ничто не мешает ещё раз увеличить выплаты. В соседней Беларуси Лукашенко такое практикует регулярно, старички привычно «ведутся».

  • Безвиз, как бы там ни было, реально работает. И люди понемногу начинают ездить в Европу.

  • Что касается «неприкосновенности» и борьбы с коррупцией, то эти два вопроса можно будет свести к тезисам «мы снимаем неприкосновенность»/ «оппоненты пытались выхолостить поправками наш закон и защитить коррупционеров»/ «есть люди которые кричат, но не голосуют за правки, позволяющие посадить воров-депутатов» (нужное подчёркивается исходи из судьбы голосования по 7203 и аналогичным законопроектам).

В случае провала голосования президент вообще получает карт-бланш – он может заявить, что сам выступал за снятие неприкосновенности, но теперешний состав ВР, в погоне за личными интересами, наплевал на желание людей. Исходя из социологии (доверие к Раде), такой посыл в любой момент найдёт отклик у избирателя и Порошенко, кроме формального оправдания роспуска парламента, получает и стартовый тезис, дающий его политической силе (силам) пару процентов голосов «в карму».

Таким образом, данный ход Петра Порошенко является весьма продуманным и удачным – он выбивает почву из под ног оппонентов и при любом раскладе усиливает позиции коалиции в парламенте. При этом, в отличие от предыдущих игр в популизм с поднятием заработных плат и пенсий, ничего не стоит налогоплательщикам. Похоже, власть, начинает учиться делать интересные шаги.