Предварительное решение Ryanair по невыходу на рынок авиаперевозок Украины будет иметь негативные последствия для граждан Украины.
В сложившейся ситуации есть много дискуссионных вопросов, поэтому следует их разъяснить.
Во-первых, по моему мнению, «теория заговора» МАУ не оправдана, поскольку Ryanair не первый и не единственный лоукост в Украине.
Во-вторых, требование Ryanair — это единый аэропортовый сбор для 1 пассажира — $7,5, если все 53 компании будут требовать скидки — это значительные потери для «Борисполя», по нашим расчетам не менее $40 млн.
Если бы договор подписал аэропорт «Борисполь» на тех условиях, которые предлагает Ryanair, то первый, кто воспользовался правом на скидку был бы национальный перевозчик и компании, которые также летали бы по тем маршрутам, что и Ryanair — а это и British Airways и Lufthansa. Они также, не сомневаюсь, запросят данные скидки, что приведет к значительным потерям авиационных доходов. Авиационные доходы Борисполя — это 69% от общих доходов, включающих пассажирский сбор, сбор за посадку и взлет за посадку, сбор за авиабезопасность, сбор за сверхурочную стоянку.
В-третьих, важнейший положительный эффект от Ryanair — это увеличение пассажиропотока, предлагаемые 150 тыс. пассажиров, которые могут принести до $4,5 млн. “Борисполю”. Поэтому во взаимодействии с лоукостами важную роль играют неавиационные виды деятельности (аренда, розничная торговля, в том числе Duty Free, паркинг, упаковки багажа, кейтеринг, услуги бизнес-залов и др.).
На инфографике ниже, продемонстрированы сравнения доходов «Борисполя» по сравнению с другими аэропортами ЕС.
Доля неавиционных доходов Борисполя составляет только 16%. Также следует учитывать маржинальность того или иного направления. Согласно анализу «Украинского института будущего», операционная маржа аэропортов ЕС намного выше в неавиационных видах доходов аэропортов ЕС, составляет в среднем более 50%, в сравнении маржинальность авиационных видов доходов в среднем составляет 11-13%.
Фактически, Борисполь теряет с Ryanair основной вид дохода (авиационный), и не имеет в настоящее время реальных компенсаторов (в виде неавиационных видов деятельности).
В-четвертых, Министерство инфраструктуры Украины — это в первую очередь регулятор, он не должен вмешиваться в коммерческие отношения между «Ryaniar-Борисполь». Поскольку Борисполь исходит из своих коммерческих интересов, как и Ryanair.
Следовательно, данный вопрос необходимо рассматривать исключительно с экономической точки зрения, без политической составляющей.
Читайте также статью Игоря Тышкевича и Юрия Романенко Конфликт с RyanAir как лакмусовая бумажка украинского кризиса.
Аналитический центр «Украинский институт будущего» готовит подробный анализ ситуации с рынком авиаперевозок, где будут рассмотрены экономические эффекты как для Борисполя так и для граждан Украины в целом.