Казалось, что дела шли из рук вон плохо для Дональда Трампа в течение первых 11 недель его президентства. Федеральные суды заблокировали его попытки запретить въезд в США гражданам из шести стран с большинством мусульманского населения. Ему не удалось отменить систему здравоохранения, принятую по инициативе предыдущего президента Барака Обамы («Obamacare»), потому что так называемые умеренные в Республиканской партии считали, что предложенная Трампом замена была слишком жесткой, а экстремисты считали, что эта замена была не достаточно жесткой.
Более того, советник по вопросам национальной безопасности Трампа генерал Майкл Флинн был вынужден уйти в отставку из-за своих хитроумных взаимоотношений с русскими, а члены его ближайшего окружения дерутся в Белом доме, как кошки с собаками. Газеты «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост» назвали Трампа лгуном. Его рейтинги популярности снизились до 35% ‑ самой низкой величины, когда-либо зарегистрированной для вновь избранного президента.
Затем, по-видимому экспромтом, Трамп приказал нанести удар 59 крылатыми ракетами «Томагавк» по сирийской авиабазе. После многих лет ужасающих бомбардировок и пыток войсками сирийского президента Башара аль-Асада, после непреклонного отказа Трампа разрешить сирийцам спасаться от кровавой бойни, приезжая в США в качестве беженцев, и после его заявления всего лишь на прошлой неделе, что США не будут делать ничего, чтобы свергнуть Асада, Трамп вдруг увидел картины детей в мучениях после очередной химической газовой атаки и передумал.
Внезапно и Obamacare, и хаос в Белом доме, и дикие записи в микроблогах, и политическая бессвязность, а также саммит с китайским президентом Си Цзиньпином, к которому Трамп оказался неподготовленным, были полностью забыты. Та же самая «Нью-Йорк Таймс», которая была страшно обижена на президента с момента его прихода к власти, теперь посвящает почти каждый сантиметр своих газетных столбцов непреклонности главнокомандующего, который преподнес миру (имея в виду Китай, Россию и Северную Корею) прекрасный урок.
И так действует не только «Нью-Йорк Таймс». «Уолл-стрит джорнал» тоже, конечно, приветствовал ход Трампа, и так же поступил и Дэвид Игнатиус из «Вашингтон Пост», который заявил, что «моральные полномочия руководства» нашли теперь свой путь в Белый дом Трампа. Брайан Уильямс, ведущий на MSNBC, был так взволнован картиной ракетного удара, что смог найти только одно слово: «Прекрасно!».
У вас должно быть каменное сердце, если вам не нравится видеть, как Асад получает кровавый удар в нос. Бомбежка собственного гражданского населения, да и населения любых других стран, и применение отравляющих химических веществ является ужасным военным преступлением. Но нанесение удара по аэродрому не является стратегией и мало поможет окончанию гражданской войны в Сирии.
Однако эти удары крылатыми ракетами Томагавк отвлекли внимание от политических проблем Трампа. И это больше, чем внезапное сердечное сострадание, должно объяснять, по крайней мере частично, действия Трампа.
Трамп может не знать многого о мире, и его невежество в области внешней политики может быть безграничным, но он мастер конкретного искусства: саморекламы через манипуляцию традиционными и социальными медиа. Он знает, как попасть в центр новостей. Его цель как настоящей звезды реалити-шоу, маркетолога своего бренда и политика всегда была очень последовательной: признание его как самого великого, самого несгибаемого, самого влиятельного и самого любимого человека в мире.
Один из способов подключения к чувствам страха и негодования миллионов американцев, разочарованных бесконечными войнами, состоял в том, чтобы объявить: «Сначала Америка!» и вывести страну из массы проблем за рубежом – в торговле, многонациональных учреждениях и особенно военных конфликтах. Как он выразился совсем недавно: «Я не являюсь ‑ и не хочу быть ‑ президентом мира».
А вот теперь он споткнулся на лучшем способе достигнуть цели, чтобы им восхищались как жестким парнем: военные действия. Его усилия изобразить себя великим президентом зашатались, но, позиционируя себя в качестве главнокомандующего, он, кажется, одержал серьезную победу в той области, которая действительно имеет для него большое значение: средства массовой информации.
Народу надоели войны, развязанные Джорджем Бушем младшим, но реакция на Томагавки Трампа даже в многоуважаемой газете «Нью-Йорк Таймс» дала ясно понять одну вещь: когда главнокомандующий будет противостоять врагу за границей, люди поддержат его, так как это их патриотический долг. И если бомбардировка авиабазы является показателем морального лидерства, подвергать ее сомнению не просто непатриотично, но также и безнравственно, как будто ты не хочешь сделать что-нибудь для тех бедных детей, которых Асад отравил ядовитым газом.
Даже если Томагавки Трампа не решат конфликты на Ближнем Востоке и даже если они на деле только усугубят существующее положение, он достиг важной победы у себя в стране. В глазах многих критиков он теперь выглядит настоящим президентом. И возможно, что он загасил, может быть и временно, серьезные разногласия среди республиканцев.
Действительно, некоторые самые жесткие противники Трампа были неоконсерваторами, теми же самыми людьми, которые поощряли войну Буша в Ираке. Они ненавидели обещания Трампа выйти из иностранных конфликтов. Теперь они, вероятно, сплотятся вокруг него.
Польща розпочала масову депортацію українців після скандалу на концерті Макса Коржа
Слова про мир на тлі обстрілів: WSJ оцінив реальні наміри Путіна
Водіям дали 10 днів: кому терміново потрібно замінити права
В Україні обмежили вік водіїв: кому заборонили сідати за кермо
У Трампа все еще нет стратегии ни на Ближнем Востоке, ни в Азии, где диктатор Северной Кореи, Ким Чен Ын, прилагает все усилия, чтобы быть в центре событий и провоцировать Трампа, испытывая ядерные устройства и ракеты дальнего радиуса действия. Но Трамп теперь знает, что надо делать, чтобы им восхищались как великим лидером. Американская ударная авианосная группа уже на пути к корейскому полуострову. Удар по Северной Корее, в отличие от удара по взлетно-посадочной полосе в Сирии, мог бы на самом деле привести к ядерной войне. Но моральные полномочия Трампа восстановлены. Это будет прекрасно.
Автор — нидерландский журналист и писатель. Один из 100 ведущих мировых мыслителей 2010 г. (согласно журналу Foreign Policy). Специализируется на истории и на культуре Азии. Изучал китайскую литературу в Лейденском университете и японское кино в Нихонском университете. Писал статьи для The New York Review of Books. С 2005 г. живёт в Нью-Йорке, шт. Нью-Йорк, США.
Источник: Project Syndicate