Лучше ужасный конец, чем ужас без конца
Народная пословица
Итак, все то, о чем мы писали ранее относительно проблем ЕС и США в своих аналитических прогнозах, начинает явно и быстро реализовываться.
Греческий долговой кризис, разразившийся больше года тому назад, ничему не научил европейцев. Потребовались ирландский и португальский, чтобы они стали более быстро и адекватно реагировать на долговые проблемы хотя бы на уровне монетарной политики. И теперь, похоже, наступает новый драматический акт — ожидаемый еще с прошлого года кризис госдолга Италии, третьей экономики ЕС, госдолг которой примерно соответствует 120% ВВП. Размер госдолга таков, что даже при небольших проблемах со ставками по нему, которые нынче таргетируются на рынке кредит-дефолтных свопов (CDS), — этом адском изобретении банка J.P.Morgan времен конца правления Клинтона, — Италии грозит полномасштабный дефолт, который будет стоить ЕС уже не десятки миллиардов, как греческий, а триллионы евро.
{advert}
Глобальные спекулянты, почуяв «запах крови» новой жертвы, с энтузиазмом накинулись на нее, играя на понижении цены госдолга и поднимая ставки CDS. На этом фоне пара EUR/USD пробила утром 12 июля майские минимумы (1.3869), а фондовый рынок Италии на фоне негатива ушел на открытии вниз на 4%.
Мировая экономика, при каждом новом обострении кризиса, рушится по все тому же алгоритму, что и в кризис 2008-го года: от периферии к монетарному сердцу, к ФРС (отсюда рост доллара ко всем ведущим валютам). И на фоне вновь нарастающих трудностей, этот центр начинает выглядеть как последний оплот стабильности, какие бы внутренние проблемы не наблюдались в самой экономике США (а они там, в количественном отношении, не меньше, чем в экономике ЕС).
Что в итоге? Бюджетов относительно благополучных стран ЕС со всей очевидностью не хватит даже на то, чтобы спасти ЕС от проблем Греции совместно с Португалией. К тому же, очень трудно представить себе, чтобы Меркель или Саркози обратились к своим согражданам с новым предложением потуже затянуть пояса бюджета, дабы скинуться в пользу европейских стран-банкротов. Ну а после того, как Италия тоже стремительно прописалась в клубе проблемных стран, любые разговоры о том, что проблемы слабых экономик ЕС можно решить за счет помощи из бюджетов более благополучных стран отпадают сами собой.
Может быть, Италию спасут жесткие меры бюджетной дисциплины? Опыт Греции показывает, что в южных странах ЕС эти меры не то чтобы не работают, но вызывают настолько серьезное противодействие в обществе, что могут быть реализованы лишь частично, и при этом провоцируют рост политических рисков и нестабильности, что популярности госдолгу на рынке, разумеется, не добавляет. Греция откровенно провалила свою антикризисную программу, а чем Италия лучше, учитывая, что юг Италии держится, на субсидиях, тогда как локомотивом экономического роста всегда была Италия северная?
Конечно, остается фактор Китая, который во время греческого кризиса был категорически против реструктуризации греческого долга и поддерживал его в рамках программы диверсификации своих резервов. Но станет ли Китай, учитывая нарастание проблем в своей собственной экономике, и дальше поддерживать евро, стимулируя таким специфическим способом свой экспорт? Даже если и станет, то едва ли эта поддержка, учитывая масштаб проблем ЕС, который, в количественном отношении, превышает объем резервов КНР, будет достаточной.
Остается только одна мера, чтобы избежать серьезнейших проблем в финансовом секторе еврозоны в самом ближайшем будущем — гарантия монетизации долга. Однако такая гарантия предоставления ликвидности — это гарантия практически безрисковой спекулятивной игры против евро на Forex, потому что глубины ликвидности рынка еврооблигаций не хватит на то, чтобы легко поглотить масштабную эмиссию в том случае, если ЕЦБ решится на нее, выкупая проблемные суверенные долги, и избыток ликвидности продавит евро вниз.
Это, в свою очередь, приведет к росту инфляции издержек, связанных с удорожанием сырья для европейских потребителей, особенно учитывая то, что недавние интервенции на нефтяном рынке, призванные сбить цену на нефть, которые были проведены Международным Энергетическим Агентством, сбив поначалу цену примерно на 10%, не дали в итоге никакого существенного результата. Можно сказать, что спровоцированные извне перевороты и гражданские войны в Северной Африке все-таки бумерангом ударили по ЕС, и европейцы теперь расплачиваются за свою политическую и экономическую близорукость.
Инфляция, если она продолжит расти в ЕС, в свою очередь, обратно ударит по ставкам на долговом рынке, и круг замкнется. Начав масштабный выкуп долгов сегодня, ЕЦБ достаточно быстро загонит ЕС в стагфляционный кризис.
Генштаб підтвердив, що ЗСУ завдали нових ударів по стратегічним об'єктам Росії
The Times: Зеленський і Путін готуються до мирних переговорів під егідою Трампа - деталі можливих компромісів
АЗС знизили ціни на бензин та дизель на початку тижня: автогаз продовжив дорожчати
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Что же делать? Остается только одно — снова бежать за ликвидностью в ФРС и гарантировать ликвидность евро через своп-линии с ФедРезервом. То есть, фактически, предоставлять ликвидность для решения долговых проблем в долларах под евро, которые пойдут не на рынок, а на баланс ФРС. Но чем это кончится? Если вспомнить аналогичную практику конца 2008-го начала 2009-го, открытые европейцам своп-линии не были закрыты через сокращения баланса ФРС — их заместили выкупаемыми мусорными активами самой американской экономики. Можно предположить, что и на этот раз Бернанке готовит, совместно со своими европейскими партнерами, такой же трюк — евро, которые пойдут на баланс ФРС в рамках решения европейских проблем, будут затем заменены активами, которые ФРС будет выкупать в рамках очередного «количественного ослабления». Третьего по счету с начала кризиса.
И все было бы, наверное, неплохо для банкиров, и сработало бы именно так, как описано выше, породив, правда, новый виток глобальной инфляции, который больнее всего ударил бы по Третьему Миру, если бы Конгресс США не заартачился, и не заблокировал поднятие планки госдолга. И, если принять во внимание сложившуюся в ЕС ситуацию, становится понятна одна из граней того острейшего политического конфликта, который сегодня разразился в США вокруг вопроса о сокращении государственных расходов. Это спор партии условных «глобалистов», которые считают, что бюджет США, стимулируя спрос в США, должен косвенно продолжать поддерживать американским рынком союзников США, и условных «изоляционистов», которые справедливо полагают, что такая практика ни в коем случае не приведет к созданию эффективных рабочих мест, и ее надо прекратить. К слову, тот факт, что внутренний рынок США от программы «количественного ослабления» №2 особо не оживился, и вся ликвидность ушла в пузыри и стимулирование спроса вне США, сегодня уже очевиден. Грубо говоря, спор вокруг сокращения бюджетного дефицита США, это спор тех, кто полагает, что Америка и дальше должна продолжать печатать деньги для всего мира, и тех, кто считает, что это слишком дорого уже обошлось рынку труда и реальному сектору, и пора начать думать только о себе. К последней категории относятся богатые американцы, чьи капиталы связаны с промышленностью и ВПК которые, не забывают, разумеется, и о своих привилегиях, ожесточенно противясь росту налоговой нагрузки на свои высокие доходы.
В итоге складывается достаточно «веселая» ситуация: республиканцы, захватившие Конгресс, грозят дефолтом — поэтому из американского госдолга и доллара надо бы бежать, от греха подальше. Вопрос — куда? В Японию с госдолгом 200%, которую, к тому же, постоянно трясут землетрясения, или в ЕС, где проблемы оказываются еще хуже, чем в США, потому что нет политической консолидации, и не просто значительная часть ЕС находится под риском дефолта, но и ЕЦБ существенно ограничен в своих возможностях влиять на ситуацию. Остается золото и швейцарский франк — которые хорошо держатся в текущих условиях постоянно растущих рисков. Полагаем, что на краткосрочную перспективу имеет смысл сосредоточить свои сбережения именно в этих активах.
Что касается возможного дефолта Правительства США, мы бы не разделяли мнения тех, кто полагает, что разогрев этой темы — просто игры политиков на нервах друг друга, хотя он, действительно, представляется, пока что, маловероятным. Аргументы в пользу отказа от дальнейших заимствований слабеют на фоне вновь встающего призрака глобального краха международной торговли и финансового рынка. И, в конце концов, конгрессмены скажут сами себе: «Если не мы, то кто?», и в лучших традициях героев Голливуда «спасут мир», точнее — гнилую систему финансового капитализма новой порцией свежих денег. Инфляцию, разумеется, «кушать» будут не они, но разве у тех, кто будет ее «кушать», есть выбор?
Однако за кулисами этих игр вокруг госдолга скрываются значительные и острые внутриполитические противоречия, которые могут в не столь уж будущем завести очень США далеко. Мнение, что США всегда выполняли свои обязательства, основано на невежестве — в 1971-м был дефолт Никсона по золотому обеспечению доллара, еще раньше, в Великую Депрессию, дефолт Рузвельта, — глубокая девальвация доллара к золоту и конфискационная реформа… Когда надо, Америка может действовать очень решительно и жестко, без всякой оглядки на мнение виртуального международного сообщества. Именно в этом — часть ее силы.
Ставки по десятилетним итальянским облигациям вплотную приблизились к отметке 6% годовых.