События в Казахстане чрезвычайно сложны для понимания. Весь клубок из игроков, проблем и противоречий подобен многомерному пространству с нестабильными, криволинейными и лишь частично детерминированными плоскостями координат. Однако, есть несколько главных аспектов. Они подобны плоскостям координат в многомерных пространствах. Проекции событий на них и рассматриваются многочисленными аналитиками. Но проекции в многомерном пространстве мало что дают для понимания общей картины, точно так же как проекция цилиндра на плоскость в виде круга или прямоугольника страшно далека от объемного изображения предмета.

Тем не менее, нет другого способа изучения объекта, чем измерение его компонент в какой-либо системе координат. Поэтому усилия аналитиков сводятся к построению более-менее корректной системы координат и способа измерения в ней. Как правило, высказываются соображения в следующих координатах:

  • Геополитическая роль Казахстана в треугольнике США – Россия – Китай и возможности его поглощения одним или несколькими игроками.
  • Место Казахстана в мировой экономике и экономические интересы геополитических игроков.
  • Институциональная матрица Казахстана как основа прогнозирования будущих событий и возможностей игроков (роль дофеодальных жузов в политике и управлении). перспектива раскола государства на несколько государственных образований.
  • Культурно-религиозная матрица казахского народа и перспектива исламизации.

В этой статье я предлагаю посмотреть на еще одну координатную плоскость – место Казахстана в предстоящем «зеленом переходе» человечества.

Казахстан богат сырьевыми ресурсами. Треть ВВП страны дают нефть, газ, золото, хром, марганец, медь, молибден и многое другое. И еще – уран. И хотя в денежном выражении добыча и первичная обработка урановой руды дает не очень много – всего 1,7 млрд дол., эта отрасль имеет стратегически важное значение. 42% мирового рынка урана держит Казахстан, и возможный переход его под контроль России (5% мирового рынка) радикально меняет место России в мировом производстве энергоресурсов будущего.

Доля стран в мировой добыче урана
Доля стран в мировой добыче урана. Казахстан - абсолютный лидер имеет более 40%

Казахстанский уран имеет несколько особенностей. Прежде всего, месторождения сосредоточены всего в трех регионах (см. карту добывающих площадей).

Регионы добычи урана в Казахстане
Регионы добычи урана в Казахстане

Теперь сопоставим эту карту с картой контроля территорий страны тремя жусами – историческими кланами, столетиями, правившими казахским народом, несмотря на пребывание территорий в составе то Российской империи, то СССР, то независимого Казахстана. Наложение этих двух карт показывает, что подавляющая часть месторождений находится на территориях, которые контролируются Старшим жусом, к которому принадлежит Нурсултан Назарбаев. Фактически же этот клан контролирует всю урановую отрасль.

Казахские Жузы
Казахские Жузы

Жузы Казахстана
Жузы Казахстана

Особенностью урановых месторождений Казахстана является повсеместная возможность добычи методом подземного выщелачивания руды, что радикально снижает себестоимость производства. Многие залежи находятся на небольшой глубине (400-500 м) и покрыты мягкими породами грунта.

Затраты на производство уранового сырья в Казахстане не превышают 34 дол./кг и при нынешних мировых ценах 110 дол./кг отрасль имеет прекрасные перспективы. При СССР урановый концентрат перерабатывался в Кыргызстане в закись-окись урана и отправлялся в Россию. Назарбаев за 30 лет независимости смог значительно модернизировать отрасль и сделать ее независимой от России за счет создания совместных предприятий и иностранных инвестиций. В 2005 Сузакском районе Южно-Казахстанской области (пустыня Муюнкум) открылся новый завод по переработке урана (производительность 3200 т/г; при такой производительности запасов хватит на 400 лет).

Популярные статьи сейчас

Изменения в счетах за газ: Нафтогаз обратился к украинцам с важной информацией

Выплаты не придут: ПФУ ответил, что делать пенсионерам, которые не прошли идентификацию

Украинцам приостановили обмен и продление водительских прав за границей: причина

До 800 евро штрафа: какие наказания грозят украинцам в Германии за превышение скорости

Показать еще

К добыче и переработке казахского урана в нулевых годах проявляли интерес США. И это не удивительно, поскольку США – крупнейший покупатель урана в мире (27%). И хотя, Соединенным Штатам достаточно сырья, которое они получают из Канады и Австралии, оставить без внимания казахстанский уран, они не могут. Интересные факты и во многом показательные, приводит Юлия Латынина. Дам ее цитату целиком:

«Или вот 2005-й год замечательная история. Экс-президент США Билл Клинтон прилетает в Казахстан и берет с собой канадского бизнесмена, которого зовут Фрэнк Джустра. И чего вы думаете? Они с Назарбаевым поговорили, после этого Назарбаев продает Джустру пакет государственного урана, что делает компанию Джустера — она называется Uranium One — первой урановой компанией, номер один в мире. Что получает Клинтон? Вы будете смеяться, он получает 31 миллион долларов на счет своего фонда. А после этого уже Uranium One продает 20% пакета своего «Росатому». И снова сделку одобряет человек по фамилии Клинтон, на этот раз госсекретарь — Хилари Клинтон. А фонд Клинтонов — Surprise Surprise! — снова получает разные взносы от акционеров Uranium. Например, 5,6 миллионов долларов от некого Яна Телфера, акционера.»

Хороша история, не правда ли? (И это они нас будут учить, как бороться с коррупцией?)

А что же Китай? Каковы его интересы в этой теме? А никаких интересов в казахстанском уране у Китая нет. Назарбаев за годы своего правления так и не допустил своего великого соседа к урановому пирогу. Испытывая острый дефицит в ядерном топливе, Китай сделал ставку на замену урана на торий и готовится запустить первый в мире ядерный ториевый реактор.

Почему я считаю, что урановая тема чрезвычайно важна при рассмотрении текущих событий в Казахстане? Потому что человечество на пороге «зеленого перехода», и роль атомной энергетики в нем – ключевая.

К концу 2021 года эксперты в области энергетики согласились, что роль и возможности возобновляемой энергии в мировом энергобалансе была несколько переоценена. А поскольку атомная энергетика производит не много углеводородных выбросов, то многие страны высказываются за пересмотр ее роли в будущем энергобалансе. Ряд стран ЕС (Франция, Румыния, Чехия, Финляндия, Словакия, Хорватия, Словения, Болгария, Польша и Венгрия) выступили с инициативой перед Еврокомиссией о включении ядерной энергетики в список «зеленых» отраслей (в европейскую таксономию) до конца 2021 года. Весьма вероятно, что этот вопрос будет решен положительно. Мало того, в переходный период (до 2050 года) этот сектор будет играть ключевую роль в «озеленении» мировой экономики. И контроль за сырьем имеет большое значение в будущем раскладе сил на мировой арене. Многочисленные форсайты мировой экономики показывают важнейший тренд мировых событий ближайшего будущего – глобальную битву за ресурсы, а именно – землю, воду и энергию. Боюсь, что в Казахстане мы сейчас наблюдаем эпизод схватки за энергию будущего.

Совокупность казахстанской и российской долей на рынке урана близка к 50%. Если Россия хочет в качестве «приза» получить контроль над ураном Казахстана, то это резко усилит ее позиции в мировом балансе производства энергоносителей. Такое развитие событий опасно для всех.

На мой взгляд, развитие событий в Казахстане может проходить по одному из следующих сценариев:

1. Восстановление суверенитета Казахстана. В полном объеме он восстановлен быть не может, в той или иной степени власть в государстве будет зависеть от России. Вряд ли Россия откажется от такой удачи – возможности включения Казахстана в свою орбиту. В этом случае она неизбежно поставит под свой контроль урановую отрасль. При этом в Казахстане скорее всего будет установлена диктатура самого грубого азиатского толка, по сути, деспотия. Тысячи заключенных будут отправлены на урановые рудники в качестве бесплатной рабочей силы, что сделает урановый бизнес еще более привлекательным.

2. Затяжная гражданская война. Одним из главных требований недавних протестов было предоставление равного участия жузов в управлении страной. Вся власть при Назарбаеве принадлежала Старшему жузу. Младший жуз был особенно недоволен таким положением дел. Вековые противоречия между этими средневековыми кланами неразрешимы. За многие столетия жузы не смогли создать ни собственных государств, ни найти мира между собой. Добавьте сюда факт, что институционально казахские кланы даже не феодальные образования, а дофеодальные протогосударства. Переход от феодальных сообществ к капитализму мучителен, но возможен. Скачок из дофеодального общества с общеклановой собственностью в капитализм с полной частной собственностью история еще не видела.

Противоречия между кланами и могут стать почвой для затяжной гражданской войны. А поскольку кланов не два, а три, поскольку в случае войны на сцену выйдет еще и радикальный ислам, то Россия вляпается вовсе не во второй Афганистан, а во вторую Сирию. Судьба урановых приисков в этом случае весьма проблематична. Сейчас большинство из них – на территории Старшего жуза и контролируются семьей Назарбаева. В случае прихода с юга радикального ислама этот порядок может быть легко разрушен. Последствия установления контроля над добычей и производством оксида урана со стороны исламистов могут быть катастрофичными. В этом случае коллективный Запад будет вынужден вмешиваться, несмотря на противодействие России.

3. Распад Казахстана. Возможен в результате договоренностей между жузами и в результате гражданской войны. При таком сценарии Россия «откусит» от Среднего жуза русскоязычный Северный Казахстан и станет договариваться за Байконур. Оставшаяся территория будет разделена между жузами. Большая часть урановых приисков достанется Старшему жузу, то есть семье Назарбаевых. Вряд ли Россия над ними сможет установить контроль.

Таким образом, Россию устраивает только первый сценарий, Запад – только третий, исламистов – второй, Китай – как и Россию, первый.

Какой сценарий состоится в реальности, мы скоро узнаем. Слишком много переменных, чтобы пытаться прогнозировать азиатские процессы. Таков взгляд на многомерную реальность Казахстана из плоскости «зеленого перехода». А таких координатных плоскостей в этой истории немало.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

О сценариях развития ситуации в Казахстане советуем посмотреть в беседе Юрия Романенко с Виталием Куликом.