Все началось с самого нелегкого, для каждого желающего отдохнуть, вопроса «куда за эти деньги можно поехать, и что мы за это получим?» Тунис в нашем представлении выглядел чем-то экзотическим, африканским и, в какой-то мере диким, по сравнению с Турцией или Египтом. Все-таки больше людей побывало в Египте, а те, кто был в Тунисе, говорили, что лучше Египта только Египет. Туроператор твердил что это страна одной поездки.

Мы вылетели в Тунис на самолете Аэробус 230 новой чартерной Тунисской авиалинии Nouveleair, не смотря на все негативные новости об этой стране.

 

Страна нас встретила безвизовым режимом, совершенно новым аэропортом, построенным по последнему слову техники в городе Энфида и отлично организованным трансфертом в отель. Правда выйдя с аэропорта, у нас молча вырвали из рук чемоданы носильщики, мы опешив от такого сервиса думали что это часть all inclusive нашего отеля, но после настойчиво- вежливо вытянутой руки за чаевыми, мы осознали что не все включено в цену.


Вообще, настойчивость оказалась характерной чертой нации. Тебе пытаются навязать услуги или товары, в которых ты не нуждаешься, иногда очень навязчиво, но так вежливо и настойчиво, что мы сперва терялись и находили трудным противостоять вежливо. Будь-то в отеле, когда предлагают локальные экскурсии на сафари или ужин на корабле, но аниматоры (зазывалы) достойны похвалы за искусство предлагать свой товар, они интересуются откуда вы, как долго пробудете, первый ли раз; знают минимум четыре языка – арабский, французский, английский и русский, хотя лучше всего разговаривают на арабском, английском и французском. Очень трудно найти мотив для отказа, они тебя еще веселят своими зазывами и всячески пытаются подловить тебя за слово, и готовы торговаться лишь бы ты купил тур, и только немного дай намек, что где-то на микрон, тебе интересно, то они от тебя не отстанут. Тунисцы очень сильно чувствуют людей, особенно их неуверенность. Если уверенно отказываешь- то отстают, а если торгуешься, то только настолько, насколько они позволяют тебе. А если они знают что товар продадут, по той цене, по которой хотят, то Вам не уступят, либо, оценив Вас, пойдут на уступки, опять же таки, даже скинув цену в пять раз, в убыток себе они не продадут.
Другая черта характера — это то, что они сразу показывают и распознают своих и чужих, да они приветливые, но за приветливостью, в глазах, видно, что торговцы дружелюбны пока у тебя есть деньги и ты в гостях, но лучше не перегибать палку, а то плохо будет. Особенно это характерно для медин (старая часть города), где расположены местные рынки. Чем дальше от входа на рынок и от крепостной стены, тем больше чувствуешь, что ты чужой, и местные это дают тебе понять, взглядом или толчком.

Когда долго торгуешься и тебя могут обозвать Russian capitalist, и если торговцы не хотят уступать, то чувствуется нарастающее недовольство и злость тем, что ты не уступаешь торговцу в цене. Иногда мы прибегали к быстрому уходу от торговцев. Позитив такого погружения в местную атмосферу, в том, что обостряется уровень осознанности, чувства опасности и соответственно качество впечатлений. Как будто ты в клетке со львами и куда не кинь свой взор – либо голодные львы, либо сытые, но в итоге все одно львы. Любителей обокрасть или обмануть туристов хватает, заманивая в узкие улочки медины, где никого нет, и которые часто заканчиваются тупиками, там на Вас не будут смотреть как на туриста, а как на ресурс. Но это довольно распространенное явление на Востоке.

Несмотря на то, что в Тунисе применена либеральная версия ислама, и то, что страна привлекает много туристов со всего мира, в некоторых городах, например в Суссе, чувствуется скрытная нелюбовь к неместным. В какой-то мере зависть или желание обогатиться за счет Вас. Но в отличие от Украины, покупая вещи и торгуясь, Вы получаете высококачественный товар, будь-то сумки из кожи верблюдов, растительное мыло, оливковое масло, вино, обувь – все сделано добротно и из качественных африканских материалов, руками фактически африканцев. Там нет разделения на рынки для своих и туристов, все в одном месте- оливковое масло, магнитофоны, носки, платки, арафатки, кальяны, панталоны, очки, тапочки, миндаль, магазин сувениров, овощи; и торгуются практически везде. И толпы людей.

Мы частично успели погрузиться в обыденную жизнь и атмосферу Туниса, передвигаясь из города в город на общественном транспорте. Побывали в трех городах в радиусе 10 км. Сказать, что было страшно за свою жизнь, совсем нет, но чувство остроты ощущений присутствовало. Зеркальную фотокамеру доставать на рынке не хотелось, как-то. В стране присутствует много французов.

Тунис очень красивая страна, по ландшафту она чем-то похоже на Грецию и Испанию, и местами Францию, тем, что там очень много плантаций оливковых деревьев, равнин. С другой стороны – уникальные горные, пустынные пейзажи, горные оазисы. Сидя в гостинице можно наслаждаться солнцем, морем, едой в ресторане, бассейном, но тогда впечатления будут те же, что и от других хороших отелей в Египте или Турции. И трудно составить впечатление о стране. Море есть и в Хорватии и в Болгарии, но такого контраста ландшафта – от пустыни, от Атласских гор, второго по величине в мире соляного озера, оливковых плантаций, оазисов, гор соли, высок кактусовых ограждений оливковых рощ, до песчаных пляжей, колоритных людей, которые ведут свое происхождение из стольких племен и народов.

Популярні новини зараз

Укренерго оголосило нові графіки відключень: що чекає українців 23 листопада

"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей

В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

 

Мы были просто шокированы тем, насколько богата эта страна историей, традициями, культурой, колоритностью. Законы, например, очень защищают женщин. Дорожная полиция не имеет права останавливать женщин водителей, даже если они нарушают правила дорожного движения. За супружескую измену сажают в тюрьму. Там нет многоженства, женщины в парандже не ходят, а довольно либерально одеваются. Мужчины днем сидят в уличных кафе и пьют чай, не потому что не работают, а потому что жарко днем. Просыпаются тунисцы на работу очень рано, в 4 утра жизнь уже кипит, кто на рынке продает товары, овощи, кто на стройках работает. Строек очень много. Все что-то строят – дома, отели. Такое впечатление, что политический кризис, не отразился на экономике, и все кто хотят зарабатывать — все работают, ленивые которые были на социальном пособии – те бастуют или уплывают в Европу. Соляные горы в приморских городах. Говоря об экономике, Тунис занимает второе место после Европы, по производству оливкового масла. Одно из первых мест по производству соли, сульфатных солей, фиников. На удивление там выращивают все овощи и фрукты и это в обедненной почве, в Африке…


Товары, которые там производятся? Взять ковры ручной работы по 600,000 узлов из шелка или кашемира. О каком кризисе можно говорить? В Украине вот где перманентный кризис. В Тунисе, если у тебя некачественный товар, то быстро прогоришь, и у тебя ничего не купят, а что тогда о нас говорить? Да, они цену накручивают, но они и торгуются и продают качественные вещи, продукты.

Говоря об истории и культуре…


Римская империя, сохранившийся Колизей, где снимали фильм Гладиатор, племена Берберов живущих в пещерах, вырытых в глиняной породе гор, и принудительное принятие ислама под давлением мусульманских завоевателей и Французская колонизация, места где снимали Звездные Войны. И Сахара — «бесплодная женщина» — в переводе с арабского.

Туризм очень развитая сфера экономики, отлично организованная, и развивающаяся, более 600 отелей, туры отработанны по минутам – например тур в Сахару, 30 минут в горном оазисе Чебика, потом приезжает другая группа, и так по всем точкам маршрута.

Вернувшись обратно в Киев, мы почувствовали, что на самом деле это мы в Африке. Точнее говоря, мы живем даже не в Африке, поскольку в той Африке есть история, культура, стремление беречь свое наследие, также передавать наработанный опыт другим поколениям.