Минобороны все чаще оказывается в эпицентре коррупционных скандалов. Чего стоит только нашумевший «продуктовый эксперимент» с отказом от аутсорсинга и возвратом к советской системе военных поваров во Львове и Одессе.
Об этом пишет эксперт по проблемам национальной безопасности Тарас Жовтенко в статье для ЛІГА.net
Он отметил, что от общества пытаются скрыть грандиозные убытки, нанесенные экспериментом, подтасовывают данные, манипулируют цифрами. Результаты проверки, проведенной Департаментом аудита и финансового контроля Минобороны, говорят о том, что стоимость кормления в воинских частях (Львовская академия сухопутных войск, база ВМС в Одессе) в ходе эксперимента составила 65 гривен в сутки на человека. Правда, в этих расчетах не учтены почти 3 миллиона гривен, которые пошли на закупку оборудования, посуды и т.д. А это – 25% от всех расходов.
«Из доклада начальника Генерального штаба Муженко следует, что при существующей системе аутсорсинга питание военных обошлось бы на 5 гривен дешевле – 60 гривен на человека. Разница в 5 гривен, как отмечается в докладной Генштаба, в масштабах всей армии превращаются в дополнительные 5 миллиардов! Что очень важно, столовые, где работают аутсорсеры, практически не получают поддержки от государства. Один из представителей компаний пожаловался, что с мая прошлого года его предприятию пришлось потратить почти 3 миллиона на новые холодильники, печи, посуду. И эти затраты ему никто не собирается компенсировать из госбюджета. Есть разница – при возврате «военных поваров» государство тратит дополнительно 3 миллиона, в случае аутсорсинга – безвозмездно получает оборудование на 3 миллиона? Есть также все основания утверждать, что разница в расходах на питание одного солдата на аутсорсинге и в ходе эксперимента намного выше официально заявленных 5 гривен», — отмечает эксперт.
Жовтенко обращает внимание, что согласно аудиту суточная стоимость продуктов для одного курсанта Львовской академии составляла 57 гривен. Но фактически военная часть получала продукты из расчета 73 гривны в сутки на военнослужащего. Это стало возможным, поскольку при заключении договора между Минобороны и поставщиком продовольствия не был указан точный объем каждого конкретного продукта, который будет выбран «экспериментальной» частью. Предполагалось, что если в разделе «жиры» указаны масло, сало и маргарин, то выбирать их будут пропорционально. Но начпроды отдали предпочтению самой дорогой «альтернативе» из списка взаимозаменяемых продуктов. В результате стоимость продуктовой корзины на одного курсанта увеличилась на 20 гривен.
«В проектном офисе при МО отчитывались о том, как улучшился рацион, демонстрируя фото из столовой. Но почему-то вместо честной цифры в 73 гривны (это только продукты, а еще есть зарплата персонала, моющие средства, коммунальные расходы) указывалась цифра в 57 гривен. И на этом основании выдавались победные реляции о достигнутой экономии», — пишет эксперт.
Он также сообщил, что количество персонала в столовой в официальных данных занижено. Вместо 75 человек, которые якобы трудились в столовой Львовской академии во время эксперимента, там, по словам очевидцев, реально работала около 130 человек, к подсобным работам привлекались курсанты. Поэтому стоимость кормления в «экспериментальной» части составила порядка 84 гривен, а не 65.
«А теперь представим, если этот «опыт» перенести на все воинские силы. Думается, пришло время, когда заняться экспериментом вплотную должна Военная прокуратура. Потому что утаивания его результатов и манипуляция цифрами в будущем может очень дорого обойтись нашей стране», — резюмирует Жовтенко.