Последние переговоры между министром Ставицким и еврокомиссаром по энергетике Эттингером показали, что Европу интересуют только украинские подземные хранилища газа. Но вкладывать деньги в саму газотранспортную систему не может и не будет.
Об этом говорит директор Института политического анализа и международных исследований, ведущий научный сотрудник ИМЭМО НАН Сергей Толстов.
В частности он считает, что высшим украинским чиновникам давно уже пора распрощаться с этой такой вредной иллюзией, как мечта о безоговорочной помощи Евросоюза.
Кроме этого, по словам эксперта, выделение Украине макрофинансовой помощи в размере 610 млн. евро является всего лишь кредитом, причем обещанном Украине еще тогда, когда министром иностранных дел был Порошенко. То есть три года назад.
«Насколько это много или мало? Это, разумеется, много, если сравнивать с экономической помощью Украине в 2012 году, когда все программы были заморожены. Но это очень мало, если сравнивать с безвозмездными дотациями Польше из различных фондов ЕС (свыше 10 млрд евро в год)», — отмечает Толстов.
«Вот и получается, что Украина раскрывает экономику в рамках ЗСТ с ЕС, но ни на какую помощь со стороны ЕС рассчитывать не может. Соответственно, экспорт из ЕС будет расти, платежный баланс Украины ухудшится, бюджетные доходы снизятся, ряд отраслей экономики тихо стухнет… Но перспективы членства Соглашение об ассоциации не дает, и рассчитывать на пересмотр этого условия в обозримом будущем Киеву не стоит.
В отношении модернизации украинской ГТС Брюссель ведет себя крайне уклончиво. Если внимательно читать сводки о переговорах и пропускать явно надуманные «щенячьи» заголовки в украинском Интернете, получается, что энергетический директорат ЕС вообще не уверен в целесообразности модернизации украинской ГТС. Иначе зачем нужно в течение по крайней мере трех лет тормозить и постоянно откладывать выделение кредитов для модернизацию украинского участка газопровода Уренгой-Ужгород?», — задается вопросом эксперт
Толстов исходит из того, что логика поведения Европейской Комиссии основана на вполне рациональных соображениях.
«Но тогда, нужно искать ответ на вопрос: а чего именно ждет Брюссель? Пуска «Южного потока»? Создания украинско-российского консорциума? Или чего-то еще?», — говорит эксперт, и кроме этого добавляет, что если судить по содержанию последних переговоров с министром Э. Ставицким, еврокомиссара по энергетике Г. Эттингера реально интересуют только украинские подземные хранилища газа (в рамках «исследования потенциала их использования»). Но вкладывать деньги в чужие активы ЕС не может и не будет. Давно уже пора распрощаться с этой вредной иллюзией.
Сергей Толстов: Россия либо уничтожит украинскую ГТС, либо сделает своей