В Шанхайской организация сотрудничества (ШОС) с большим вниманием отнеслись к заявлению премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о возможном вступлении этой страны в ШОС, хотя в структурах этой организации прекрасно понимают, что о полном членстве Турции речи пока идти не может.

Напомним, что турецкие СМИ на прошлой неделе активно обсуждали интервью своего премьера местному телеканалу Kanal 24, в ходе которого глава правительства упрекнул Евросоюз как в нежелании принимать в свои ряды мусульманскую страну, так и в неготовности напрямую известить Анкару об этом. Турция еще в 2005 году начала с Брюсселем переговоры о вступлении в ЕС, но успеха они пока не имели.

А затем Эрдоган произнес то, что турецкие СМИ назвали «геостратегической бомбой» Шанхайская организация сотрудничества лучше и мощнее Европы, и Анкара предлагает ШОС принять ее в свои ряды. СМИ также цитируют слова турецкого премьера о том, что еще летом 2012 года он, беседуя с президентом России Владимиром Путиным, в шутку предложил принять Турцию в ШОС, мол, тогда Турции не понадобится ЕС. Однако в отличие от того случая на сей раз об альтернативе Евросоюзу в лице ШОС Эрдоган, похоже, заявил всерьез.

Правда, при этом он отметил, что от вступления в ЕС Турция не отказалась. Но, добавил глава правительства, в целом настроение по поводу положительного решения этого вопроса Брюсселем далеко от оптимизма. Надо сказать, что и отношение самих турок к вступлению в ЕС за последние годы решительно изменилось. Согласно соцопросам, сейчас около двух третей жителей страны не желают продолжения усилий Анкары в этом направлении.

Свидетельств того, что за заявлением премьера Эрдогана стоит конкретная программа, по мнению экспертов, несколько.

Во-первых, летом 2012 года на саммите ШОС в Пекине было принято решение о предоставлении Турции статуса государства-партнера по диалогу с ШОС (такой же статус имеют Беларусь и Шри-Ланка).

Во-вторых, через несколько дней после выступления премьер-министра Турции МИД этой страны объявил о намерении в будущем добиться изменения статуса партнера по диалогу на статус наблюдателя при ШОС. Последний — более высокий, поскольку позволяет стране участвовать в саммитах ШОС на уровне глав государств.

Австрийский политический обозреватель Маркус Бернат в своем блоге в интернет-версии газеты Standard отмечает, что для Турции вхождение в ШОС могло бы означать присоединение за столом крупной организации к двойке лидеров в Азии, Китаю и России. А в возникшем новом триумвирате Анкара обрела бы статус патрона тюркоязычных республик Центральной Азии.

Сближение с ШОС вовсе не означает для Анкары отхода от США и НАТО, которые оказывают Турции такую серьезную военную помощь, которую Шанхайская организация в обозримом будущем не в состоянии оказать. Возможно, поэтому реакция Вашингтона на заявление Эрдогана пока была достаточно спокойной — правительство США назвало планы Анкары в отношении ШОС интересными. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, как сообщил австрийский интернет-портал format.at, также не увидел непреодолимых противоречий в членстве Турции в НАТО и в ее одновременном сближении с ШОС.

А что же Европа? С одной стороны, как пишет австрийская газета Presse, европейские дипломаты в Анкаре сочли, что Турция блефует, желая подтолкнуть Брюссель к принятию заявки на вступление этой страны в ЕС. Они поспешили сослаться на то, что Шанхайская организация никак не может рассматриваться в качестве альтернативы ЕС для Турции, и Эрдоган совершает просчет, намереваясь напугать европейцев ШОС.

С другой стороны, вслед за телевизионным интервью турецкого премьера Париж сигнализировал о готовности пересмотреть свою жесткую позицию в отношении приема Анкары в ЕС. А ведь именно Франция, наряду с ФРГ, считается главным противником вступления Турции в Евросоюз.

По материалам DW

 

Популярні новини зараз

Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити

Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина

40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні

На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців

Показати ще