В аналитических отчетах некоторых банков с иностранным капиталом на 2013 год заложен еще более высокий курс.
Держать гривню становится все сложнее, даже несмотря на приток валюты от футбольных фанатов, пишут Контракты.
До сих пор избежать девальвации гривни удавалось старым проверенным способом — ограничением ликвидности банковской системы. Все просто: нет денег, нет долларов. Сложность в том, что срок годности этого метода истек, поскольку нет не только долларов, но и кредитов. Лишенные ресурсов для спекуляций банкиры еще в меньшей степени заинтересованы в возобновлении кредитования, тем более что первое намного проще второго. Результат очевиден: экономика замедляется, и если продолжать в том же духе, то прихода кризиса можно не ждать. Он родится у нас.
Едва ли в Нацбанке считают иначе, и наверняка денежную блокаду вынуждены будут снимать уже в самое ближайшее время. Неудивительно, что риторика в НБУ стала иной. Вместо бравурных заявлений в стиле «всех победим» теперь звучит слегка растерянное «все может быть». Хотя, конечно, это еще не «шеф, все пропало». Как заявил недавно председатель Нацбанка Сергей Арбузов, сейчас платежный баланс Украины положительный, но к концу года может оказаться и отрицательным, и если будет острая нехватка валюты, тогда девальвация неизбежна.
Дефицит платежного баланса – вопрос времени. Украина все больше торгует в минус, перекрывая его внешними заимствованиями и деньгами гастарбайтеров. Но едва ли стоит оттягивать неизбежное, как это было в 2008-м. Иначе экономика страны снова переживет мощный шок, и курс может упасть до 10 UAH/USD. Основания для этого уже есть.
Украина обречена на девальвацию валюты до тех пор, пока экономический кризис не приведет к политическому Существует такой показатель, как отношение денежной массы (М1) к золотовалютным резервам центробанка. По сути он означает, по какому курсу можно обменять все наличные деньги и депозиты в банках на американскую валюту. Так вот, если такой «обмен» затеять сейчас, то мы легко выйдем на 9,9 UAH/USD. Во время кризиса 2008-го так и получилось. Тогда соотношение составило 7,45 UAH/USD. С тех пор этот расчетный показатель медленно и уверенно рос, добравшись к середине 2011-го к 8,2 UAH/USD.
Далее его динамика существенно ускорилась. Нацбанк стал стремительно терять золотовалютные резервы, возвращая кредиты МВФ и продавая доллары для расчетов за российский газ. Ведь еще год назад у НБУ было почти $38 млрд. Почти столько же, сколько в сытые годы до кризиса. Сейчас уже около $31 млрд. А станет еще меньше, тогда как денег на руках у населения и в банках становится все больше. Две эти перекрестные тенденции обязательно устроят краш-тест для гривни.
«Повышая ликвидность банковской системы, без чего кредитование просто не восстановить, спекуляции на валютном рынке неизбежны. А поскольку НБУ предпочтет открыть денежный кран осенью, скорее всего, после выборов, то вместо плавной девальвации получим резкое падение. Ведь за это время придется материально простимулировать электорат, что увеличит денежный агрегат М1. Часть золотовалютных резервов гарантированно заберет Газпром, что-то придется выплатить по внешним долгам, без особых шансов привлечь новые заимствования. И курс под 10 UAH/USD может оказаться еще неплохим выходом из ситуации. К слову, в аналитических отчетах некоторых банков с иностранным капиталом на 2013 год заложен еще более высокий курс. Так что наши расчеты не далеки от истины», — пишут Контракты