К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Прямое военное вмешательство НАТО в ситуацию в Сирии пока маловероятно из-за кризисных явлений в мировой и европейской экономике.

Лидеры НАТО, несмотря на жесткие заявления в  отношении режима Башара Асада, в ближайшее время сделают ставку на поддержку турецкой оппозиции и изоляцию сирийского режима, а не прямое военное вмешательство. «Приближение очередного пика мирового экономического кризиса и президентских выборов в США, а также нарастающие последствия долгового кризиса в странах ЕС сократят возможности поддержки прямого военного вмешательства в Сирии», — считает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Это касается и Турции, экономика которой ориентирована на экспорт в ЕС и также будет сильно затронута европейским кризисом.

Эр-Рияд и Катар подталкивают Турцию к военному вмешательству в Сирии, чтобы сократить возможности влияния последней на Ирак. «В Ираке арабские монархии действуют и самостоятельно через агентов влияния, а в Сирии им без экономического и военного давления Турции не обойтись. Но Анкара пока будет избегать военной операции против Асада», — отмечает Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики ИГСО. Руководство Турции опасается высоких издержек такого пути и не доверяет своему генералитету. Показательны более благожелательные оценки Асада светской турецкой оппозицией, традиционно близкой к военным.

В 2011-2012 году возросло влияние Турции на внутриполитическую ситуацию в Ираке. В частности, в Турции скрывается опальный иракский вице-президент Тарек аль-Хашими. Это усиливает скрытую конкуренцию за влияние в этой стране между Турцией, Саудовской Аравией и Катаром, оказывающими влияние на суннитскую общину страны. Не обладающая столь масштабными, как в Ираке, углеводородными ресурсами Сирия представляет меньший геополитический интерес, а союз с Турцией важен для Эр-Рияда и Дохи, так как на турецкой территории находятся основные базы оппозиционной Асаду «Сирийской свободной армии».

При этом, в конце июня 2012 года  лидер турецкой Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу подверг свое правительство критике за то, что оно «сует нос во внутренние дела Сирии, что привело Турцию на грань войны с соседней страной».  По данным Pew, в Турции около трети опрошенных выступает против смещения Асада. Кроме того, 13 июня 2012 года в 16 турецких провинциях прошли обыски и аресты в воинских частях, офисах жандармерии и на личных квартирах военных под предлогом расследования дела о шпионаже. Это может говорить о новых противоречиях между военными и гражданскими силами в Турции.