«Суд не принял во внимание резолюцию ПАСЕ (призывали выпустить Луценко. — Ред.), власти не реагируют на неоднократные призывы Запада. Янукович не будет заигрывать с Европой», — разводит руками нунсовец Юрий Стець.
Политологи разошлись во мнениях, пишет «Сегодня». «С точки зрения рационального политрасчета, у Луценко есть шанс. Он ничем не опасен нынешней власти. Но тут, скорее, личные мотивы: Луценко не любили многие. Так что, скорее всего, он будет сидеть. Думаю, даже Евросуд его не спасет. Он, скорее всего, примет решение в пользу Луценко, но это решение будет касаться правомерности его ареста и содержания в СИЗО и необходимости пересмотреть его дело в соответствии с европейскими стандартами. И даже заставит выплатить Луценко денежную компенсацию. Но нашему суду ничего не мешает пересмотреть дело по новой и оставить приговор в силе», — говорит политолог Владимир Фесенко.
Он полагает, что санкций за этим не последует: «Санкции возможны лишь в крайнем случае. В этом году ввели санкции против Сирии за массовые расстрелы и использование военных для разгона демонстраций. Против Ирана ввели экономические санкции (решили отказаться покупать его нефть) за то, что он продолжает разработку ядерного оружия. Против Беларуси — за массовые аресты оппозиции. Но за заключение отдельных оппозиционеров не наказывали ни Россию, ни Беларусь. Другой вопрос, что Европа вполне может объявить украинскому руководству неофициальный бойкот — и всячески избегать контактов с нами».
«Полуизоляция — это уже санкция, — парирует его коллега Вадим Карасев. — Наша элита держит деньги в западных банках, ездит в Париж на шопинг и отдыхает на виллах в Ницце, наши бизнесмены хотят, чтобы их пускали в лучшие дома Европы. Поэтому рвать с Европой никто не хочет. Думаю, после Давоса власть даст задний ход».
Последняя надежда Луценко — на Федеральный суд округа Колумбия (США). Но в экспертных кругах оптимизма не питают. «Это, скорее, элемент международной кампании по защите Луценко, — считает Фесенко. — Мы подписали европейскую конвенцию по правам человека и признаем юрисдикцию Евросуда в Страсбурге, его решения для нас обязательны. А вот под юрисдикцией американского правосудия мы не находимся». А вот Карасев полагает, что сотрудникам прокуратуры все-таки есть чего опасаться: «В США вполне могут создать негласный черный список сотрудников ГПУ, и если те поедут в США, их там могут арестовать».
Кстати, любой украинец тоже может жаловаться в американский суд. «Америка и Англия принимают иски от иностранных граждан, которые не живут на их территории, Украина — нет. Если люди, к которым Луценко подал иски, не явятся на суд в США — их могут признать виновными в неуважении к суду. Фактически, они никогда больше не смогут поехать в США», — говорит Роман Марченко, старший партнер юрфирмы «Ильяшев и партнеры».