В Украине политического субъекта, представляющего реальные интересы общества или хотя бы определённой части населения, не существует.
Об этом пишет Святослав Швецов в статье для Хвилі.
Автор отмечает, это происходит потому, что обычные граждане Украины не готовы и не хотят оплачивать из своего кармана политическую партию, которая может отражать их интересы.
«В результате население становится объектом (ресурсом), а не субъектом общественно-экономических отношений. Которые замыкаются внутри элит страны и взаимосвязаны с внешним миром. Политические партии, имеющие реальный вес в политикуме, в Украине финансируют только ФПГ. Соответственно, они представляют интересы только ФПГ», — пишет Швецов.
Он подчеркивает, что при этом Украина действительно является страной представительской демократии.
«Именно отсутствие политической субъектности у так называемого «гражданского общества» привело к власти после Майдана-2 просто другую часть той же самой элиты. Естественно, что ни о каких системных реформах не может быть и речи. И это было понятно уже в процессе Майдана-2, когда политическую составляющую Майдана возглавила тогдашняя парламентская оппозиция. На самом деле основными итогами Майдана-2 стали бегство мизерной части элиты за рубеж и перераспределение активов сбежавших (и то, частичное) в пользу той части элиты, которая оказалась у власти», — анализирует Швецов.
Автор обращает внимание, что на начальном уровне, в момент очень высокого социального напряжения украинское общество способно финансировать значительные проекты.
«Тот же Майдан-2, на полевом уровне, финансировался, в основном, за счёт народного фандрайзинга, который заключался не только в прямых денежных взносах, но и в закупках еды, медикаментов, бензина и т.д. Волонтёрское народное движение практически восстановило на базовом уровне боеспособность армии (частично в формате добробатов). Но вот до финансирования партий украинское общество, увы, так и не доросло», — резюмирует Швецов.