Наша беседа с заслуженным экономистом Крыма Андреем Клименко произошла в одном из ялтинских кафе. Мы общались по поводу ситуации в Украине и когда заметили, что в ходе беседы появились интересные рефлексии, тогда мы решили включить диктофон (жаль, что не догадались раньше это сделать) и записали кое-какие мысли по поводу происходящих в стране процессов.
Юрий Романенко. Рассматривая режим Януковича спустя полгода после его инаугурации уже можно выделить некоторые ключевые проблемы, которые подрывают его стабильность уже в недалеком будущем.
Можно констатировать, что логика административных революций Януковича показывает, что он стремитсямаксимально укрепить свою власть. Янукович сделал выводы после поражения Ющенко и Кучмы поняв, что нужно избавиться от влияния крупного капитала, для того чтобы твердо стоять на ногах. Ему нужно убрать крупный капитал как посредника между административным аппаратом и массой, которая дает формальную легитимность. Я думаю, что он получил эти гарантии со стороны русских, когда подписал газовые соглашения. При этом группа Фирташа выступает в качестве инсталлированного Кремлем инструмента контроля за Януковичем, хотя, формально считается одной из украинских ФПГ. Однако, что может быть более красноречивым свидетельством этой догадки, чем заявление главы РАО «Газпром» Миллерао том, что Россия даст Украине газ по внутрироссийским ценам, если Киев отдаст долги Росукрэнерго. Удивительно, что СМИ пропустили это заявление.
В общем, сегодня вступают в противоречия три логики, создающие многочисленное поле для конфликтов.
Первая — это логика выстраивания административной вертикали с логикой олигархов.
Вторая — это логика противоречий внутри олигархов. Обостряется борьба и это создает новый формат политической игры, поскольку нужно постоянно быть в числе тех, кого не съедят.
Третья логика -это противоречия по линии олигархов и мелкой средней буржуазии, из которой пытаются взять недостающий ресурс, для того чтобы его кинуть в топкусоциальных платежей. Это хорошо видно на примере возни вокруг Налогового кодекса, который стал полем для борьбы между различными группами влияния. Его никак не могут принять, потому что постоянно происходит ущемление той или иной группы влияния, из-за чего идет торг.
Мне кажется, что именно здесь возникает ситуация, где возникает перспектива для появления альтернативных политических сил из среды «обиженных олигархов» и «заводящейся» массы среднего и мелкого бизнеса.
Вероятность этого резко увеличится, если не начнется модернизация Партии регионов, как партии власти – главной опоры действующего политического режима.Его главное проблема – сужение социальной базы по мере того, как увеличивается количество критических проблем, которые задевают интересы широких масс,так и групп влияния. Партии регионов может решить эту проблему путем инкорпорации в свои ряды «свежей крови» в лице перспективной молодежи, региональных элит. Для этого нужно потеснить старую партийную гвардию, которая стала тормозом, поскольку не хочет меняться. Это порождает внутренние конфликты в партии, которые приводят к параличу во всей политической системе.
Сейчас мы видим,как выстраивание административной вертикали приводит к тому, как закрываются каналы обратной связи. Самый яркий пример – отмена райсоветов в Харькове и Киеве. На очереди Большая Ялта и Большая Алушта. Самым главным следствием является неспособность защитить свои интересы на городском уровне. Резко возрастает цена вопроса, поскольку теперь нужно попасть в горсовет, который имеет ограниченное количество мест.
Отсюда логически выходим на то, что обостряется внутреннее напряжение в системе, поскольку нет каналов его выхлопа социальной энергии. Более того, усиливается напряжение внутри правящей группы, поскольку она оказывается перед перекрестными давлением извне и изнутри.
Андрей Клименко: А у меня при таких схемах всегда возникает вопрос, а не усложняем ли мы все? Потому что у меня такое ощущение, что украинская элита об этом не думает. Она действует ситуативно. Вот сложилась ситуация, можно забрать какие-то активы в Запорожье и они забираются.
Юрий Романенко: Почему усложняем?Все дело в том, что из-за того, что она об этом не думает, все так и происходит.
Водіям настав час запасатися: як відрізняються ціни на паливо в Україні та інших країнах
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Андрей Клименко: В связи с местными выборами складывается интересная ситуация. Вот сейчас в городах проблемы годами не решались и пришли сейчас ребята, которые думают, что будут делить бюджетные потоки. Однако,оказывается, что делить нечего. Я смотрю по Черноморскому региону экономические показатели и уверен, что по Крыму будет такая же ситуация, что в Болгарии, где в курортный сезон произошел 15-20 % рост по людям и 1 % рост по доходам
Теперь моделируем ситуацию. Допустим, некий город А вошел в сезон с 30 миллионами кредита, так и выходит с этим кредитом невозвращенным. Можно представить, когда конкретные «пацаны» приходят в городскую власть, а тут что-то творится, избиратели долбят, бабушки идут на прием….Вдруг ребята конкретные понимают, что они одну проблему не решили, вторую, третью, а народ не имея возможности выпустить пар на митинге или в СМИ обозляется. Не знаю, хватит ли у них сил пойти на какие-то ментовские разборки. Не думаю, что наша милиция будут действовать так, как где-то в Москве на Театральной площади. Менталитет не тот. Скорее,какая-то часть эли испугается, и начнет уходить в сторону.
Самое главное,если подумать, чего бизнесмен сегодня идет в депутаты? Да за тем чтобы, вложив 100 000 $, начать отбивать деньги. Правда, возникает вопрос -как отбить? А не из чего. Все продано. И здесь у разумного человека возникнет мысль, что для того чтобы украсть, надо что-то создать…..
Я смотрю, что украинские политики не выстраивают свой проект, а идут и ударяются об стенку, тут же возникает проблема. Если мы спрогнозируем остроту и очередность возникновения проблем такого рода, то тогда мы сможем спрогнозировать какое-то поведение. Я в этом смысле не вижу перспектив у Тигипко. Потому что его поведениеНалоговым кодексом, не пойму, то ли его кодекс, то ли не его…
Юрий Романенко. Тигипко разыграть альтернативный проект, который начал играть самостоятельную игру. Мне кажется, он может быть привлекательным для олигархов, в том случае если они разругаются с Януковичем. В этом случае он будетдля них политической страховкой. Этому способствует тот формат отношений, который сейчас задался, когда системной оппозиции нет и, фактически, альтернативой выступает только Тигипко.Поэтому, я думаю, что у него есть шанс до 2012 года поднять падающее знамя Януковича. Но у Тигипко нет стержня, он слабее, чембыла Тимошенко в 2005-2009 годах. Впрочем, в этом и суть процесса — каждый последующий игрок объективно поставлен в более слабые позиции, чем предыдущий. Янукович сейчас боле ограничен, чем Ющенко, но противовес у него есть, Тигипко. Такой себе альтернативный симулякр Януковича в рамках умирающей политической системы. Но в нынешних условиях нужно не казаться, а быть.
Андрей Клименко. Я думаю, что возникнет какая-то новая сила. Либо ПРУ вдруг проснется и поймет, что нужно обновлять партию, модернизировать, и тогда появится шанс у ПР и туда пойдут думающие люди.
Юрий Романенко: Я только что придумал сейчас такую формулу, что «Наша Украина» умерла, потому что она так и не стала партией власти, а осталась коалицией по интересам. Так и ПРУ нужно превратиться из компании по интересам в политическую партию, имеющую идеологию, эффективную партийную структуру по абсорбции активных индивидов и т.д. Здесь, как ни крути, нужно сломать всю систему внутри партии. Власть уже захвачена, а изменения формы и содержания по отношению к условиям, которые есть, еще не произошло.Местные выборы могли быть шансом, тогда бы процесс начался, но судя по всем раскладам ничего подобного не произойдет.
Андрей Клименко. Обрати внимание, что сегодня опять Янукович встречался с помощником госсекретаря США, который еще раз сказал по поводу свободы слова, СМИ и честных выборов. А регионалам очень хочется, чтобы сегодня их воспринимали на Западе.Я не думаю, что Януковичу очень нравится, то, что сейчас о нем говорят. Ведь сегодня пошел вал оценок. Например,господин Марков похвалил, сказал, что в среднем ничего работает украинский Президент,а тут еще и Затулин, словно учитель, говорит, мол,есть ряд замечаний, но ничего, еще можно все исправить. Думаю, когда Януковичу дадут почитать все это, то, что он должен подумать, что какая-то вошь, Затулин, какой-то мелкий Марков смеет давать оценки мне, Президенту одной из крупнейших стран Европы.
Что касается вертикали власти, у меня такое ощущение, что вертикаль сгорела в огне пожаров, я имею в виду в России. Сейчас начинается конфликт между Путиным и Медведевым, причем конкретный. Так что у нас есть вертикаль? Я бы на месте аналитиков ПР сказал, что они вертикаль строили 10 лет, закончилось все это вчерашним терактом в Северной Осетии. Их вертикаль просто сгорела в пожарах.
В Крыму сказали закрыть леса и их закрыли. Потом я узнал, что перекопали дороги, поставили там по нескольку батальонов внутренних войск, гоняли всех, ловили, но лес не горел. Поэтому, не нужно нам рассказывать о мощи российской властной вертикали.
Юрий Романенко. Согласен,наша вертикаль оказалась крепче. Кроме того, строить здесь российскую модель, не учитывая фактор кризиса, фактор Западной Украины, которая как не крути, будет всегда выступать в качестве балансира глупо.
Андрей Клименко. А что вы думаете можно Одессу построить? Да не родился еще тот человек, который ее построит. Одесса всегда будет играть свое кино.
Ведь доходит до смешного.В Болгарии 1 км дороги стоит 2 миллиона евро, в Румынии 3 миллиона, а в России в районе Москвы 52 миллиона.Если взять украинскую ситуацию, то может кому-то и хочется своровать денег на строительстве, но денег столько нет, а инфраструктуру к Евро 2012 надо построить. Вот и представь себе, что ты вице-премьер ПР, который знает всю технологию досконально. Он знает, где украдут, как украдут, где завышена стоимость материалов, и многое другое. Унего выбор либо закрыть глаза, либо построить с ограниченным количеством ресурсов. Я думаю, что в этой конкретной ситуации он выберет вариант построить дорогу и войти в историю.
Юрий Романенко. Вот еще одна логика столкновения внутри системы. Тот, кто меняет сознание в ситуации, когда его надо изменить входит в конфликт с теми, кто этого не делает. Конфликт тех, кто продолжает просто воровать, и тех, кто хочет воровать с прибыли.
Андрей Клименко. Коррупция есть везде, во всех странах и мы все это понимаем. Но на Западе считается почти коррупцией, если например, зашел инвестор, ему создали зеленую улицу, с него не берут денег, лишь бы он остался. Но он, понимая, что надо местным что-то дать, то он говорит, что я вот построю небоскреб, а вот лампочки мы закажем у фирмы, которая имеет отношение к меру этого города. Вот это у них считается взяткой.
Поэтому надо давать заработать, а не давать украсть. Де-факто в Украине сегодня однопартийная система и для того чтобы этой партии удержаться и выполнить задачи, она должна сама модернизироваться. Либо же Партия регионов должна разделиться и выпустить изнутри еще какую-то партию. В общем, что-то должно произойти. Все мы понимаем, что северный сосед сейчас будет ослаблен выборами, конкуренцией в тандеме, если сбудутся прогнозы и полетят цены на газ. Наши киевские ребята не дурные, они видят, что весь мир говорит «Газпрому», о том, что пора снижать цены, а они тоже говорят, что пора снижать. Объективно, российская вертикаль сильно пострадала, то у меня такое чувство, что давление России на Украину будет ослабевать.
Юрий Романенко. Кроме того, визит в Китай обозначил тренд, когда в систему США-Россия, вводится новый игрок, который в финансовом плане гораздо сильнее русских. Китайская газета ChineDaily назвала визит эпохальным. Я думаю, даже если это и не так, то по крайней мере, это была первая попытка прорваться за рамки треугольника ЕС-Россия-США. Хотя, местами и комическая попытка, благо, как говорят, общение Януковича с руководителем гонгконской биржи свелось к обмену приветствиями.
Кстати, как мы видим, здесь Украины пробует использовать стратегию Лукашенко, которые пытается также выйти за рамки российско-западного дискурса и ищет поддержку на Востоке и в Латинской Америке.
Кстати, раз уже вспомнили о Лукашенко. Мне кажется, что в случае, если Янукович начнет уходить от прорусской линии, то Киев и Минск смогут наконец-то прийти к мысли о необходимости интеграции Украины и РБ. Ведь союз Украины и Беларуси делает их позиции по отношению к России, Европе и США гораздо более сильными и устойчивыми.
Сейчас пока это Украина стала любимой сестрой Москвы,Беларусь стала нелюбимой падчерицей выстраивание такого конструкта пока невозможно.
Андрей Клименко. Конечно, многое будет зависеть, что мы подпишем с ЕС зимой. Тут был такой момент, когда крымский премьер, месяц назад, в интервью кому-то дает тезис о «гвозде шляпкой вниз». Говорит, вы должны понять, что Крым- это неотъемлемая часть Украины, которая идет в Европу.
Юрий Романенко. Да, сегодня, в Крыму начали выносить разные пророссийские организации намного жестче, чем это было при Ющенко.
Андрей Клименко. Я ранее уже упоминал от треугольнике Румыния-Украина-Молдова, когда участвовал в одной конференции в Одессе. Там долго ковырялись на предмет того, кто виноват и что делать с ПМР. Я им там сказал следующее, мол, есть этот треугольник и вы в нем собираетесь, все друг друга знаете: эксперты, послы, дипломаты и ходите по кругу уже так 20 лет. Но дело в том, что вокруг Черного моря еще 10 таких треугольников. В Крыму как минимум 2, про Северный Кавказ я вообще молчу. Нужно просто надо понять типологию этих конфликтов. Я вот понимаю, что если проблема не решается внутри этого треугольника, есть только один способ, выйти из него, встать в какую-то точку и посмотреть на него со стороны. Сегодня мы крайняя точка, Приднестровье, Крым, Кавказ, так может нам посмотреть из Крыма на этот треугольник. Тем более что мы имеем крымский опыт толерантного решения проблем. Можно конечно и дальше мучиться внутри этих треугольников, либо можно из проанализировать их вместе из какой-то новой точки, найти общее и попытаться решить многие проблемы сразу. Я говорю, что Крым и Украина на крымском плацдарме может сгенерировать политику решения, сделать эту политику экспортным товаром. Понятно, что это сегодня не интересует Министерство иностранных дел. Тогда это должно интересовать гражданское общество, ученых, журналистов, экспертное общество. Так вот может быть давайте все тут встречаться, смотреть друг на друга, решать проблемы.