Наш собеседник Адриан Чорней (имя и фамилия несколько изменены) — недавний выходец из Дубоссар, молодой предприниматель, активно осваивающий молдавский и украинский рынок. Изначально мы хотели пообщаться о том, что происходит в ПМР, не превратилась ли она в виртуальное государство. Но вышло интереснее — оказывается, часть населения непризнанной республики все громче высказывается по поводу исчерпания этого проекта, и ищет реалистические выходы из ситуации бесправия и вечной нищеты. Один из них — формирование в северной части ПМР нового государственного образования — «Свободной Днестровской Республики», открытой к диалогу с Кишиневом и Киевом в вопросе возвращения Приднестровья в легальное пространство, участия региона в европейской интеграции, свободном передвижении граждан и товаров.
Адриан, как получилось, что Вы решили перенести свой бизнес из ПМР в Украину?
Последние год-два оказались крайне тяжелыми для ведения дел на территории ПМР. Речь даже не о спаде или рецессии, экономики просто нет, казна оказалась почти без налогообложения. Пенсионеры, военные и оставшиеся бюджетники живут за счет прямой дотации республике из российского бюджета, но из-за краха рубля она «получилась» гораздо меньше — ну, и еще молдавских, украинских, иногда российских пенсий. В Тирасполе, если работать в правительстве или около него, еще можно как-то выжить, а вот контрабанду начали «прикручивать» с украинской стороны еще при Януковиче, после вашей революции этот бизнес совсем притормозил, а теперь так и вообще лег. Но это Тирасполь, Днестровск, поселок контрабандистов с красноречивым названием Незавертайловка, а такие города как Рыбница, Дубоссары, Шипка — там ситуация стала совсем тяжелой.
А что же правительство, разве не ищет способов помочь?
В декабре 2013 года власти ПМР обратились к России с просьбой — в который раз — принять Приднестровье в состав РФ. Кремль, по сути отказался. А потом присоединил Крым, вооружил ДНР и ЛНР, непонятно как-то, правда? Но, вообще — следует просто взглянуть на карту. Румыния — член НАТО. Нельзя сказать, чтобы это присоединение в принципе было невозможно — поэтому в апреле-мае 2014 года и было приковано такое внимание к Одессе. Если бы появилась пророссийская Одесская народная республика, ПМР получила бы выход к морю, связь с Крымом и Новороссийском, можно было бы претендовать на такой сложный анклав на манер Калининграда. В Тирасполе очень надеялись на такой клин российских танковых армад по югу Украины, даже фильмы снимали про то как везде взметнутся триколоры…Теперь об этом смешно вспоминать, но тогда было страшно, я как раз и уехал, когда все это безумие транслировали, к счастью, есть украинский паспорт. Но все время поддерживаю связь с родственниками, знакомыми, партнерами в Дубоссарах, Рыбнице.
И как бы Вы сравнили уровень жизни в ПМР и Украине?
Земля и небо. Да ведь и с Молдовой точно та также. К сожалению, все достижения ПМР — это один тролейбус, оснащенный wi-fi. Впрочем, Денис Шевчук, вы же сами видите, чем-то напоминает Дмитрия Медведева, так что ничего удивительного в этом нет.
В России и в ПМР постоянно утверждают, что вот Киев, Кишинев и Бухарест душат регион, что каждый день буквально на троллейбусной линии Бендеры — Тирасполь появятся легионы НАТО, а на стадионе «Шериф» будут расстреливать из пулеметов нынешнее руководство. Или вот из Котовска какие-то переодетые партизаны нападут на ПМР. Как Вы к этому относитесь, откуда это все?
Есть люди, которые этим живут, в этом мире. Их не так много, но — телевидение, по сути, российское. В Крым и на Донбасс поехал кто воевать — вот эти ребята, бывший начальник безопасности Приднестровья Антюфеев — занимает в Донецке как бы аналогичную должность. Сам Евгений Шевчук — неплохой президент, победил на демократических, конкурентных выборах. Пришлось многолетнему правителю Смирнову, проиграв, бежать в Москву. Так что против Шевчука ничего не имею — у него какой-то серьезный бизнес, кстати говоря, с известными украинцами. Большие были на Шевчука надежды в свое время, но кто-то в Москве его быстро взял за горло, приставил людей. Команды своей у президента нет — ну, вот он Нину Штански, свою пассию, назначил министром иностранных дел. Так ведь это и все. А она с Москвой прочно завязана, по самое не могу. Москва как собака на сене — и сам не гам, и другому не дам. Вот и придумывают про легионы НАТО. Поэтому я думаю, что подходит момент, когда людям на Севере ПМР, у которых нет этой чуши в голове, а есть деловые интересы и желание жить по-человечески, принимать решение о своем будущем.
И как Вы это себе представляете? В ПМР стоят три или четыре батальона россиян, вот еще недавно российский генерал поднимал эту тему, говорил, что 50 тысяч обученных и вооруженных резервистов тираспольское правительство способно поднять за сутки-двое под ружье…
Во-первых, три-четыре батальона…ну, я уже в запоминающем возрасте был, так что ту войну помню. Тогда ведь не три-четыре батальона, а целая 14-ая армия Лебедя, какие-то ополченцы были — да и воевать не больно хотели молдаване, румыны, украинцы. Молдаване, русские и украинцы ведь еще и как бы братьями считали себя. Или, вернее так — русских молдаване и украинцы считали братьями. Сегодня все выглядит совершенно по-другому. Пятьдесят тысяч? Мил человек, в Тирасполе населения тысяч 130, да и из них если сотня тысяч на месте, из этой сотни две трети старики и дети. Это только российскому генералу может такое привидеться — 50 тысяч. Вон в Молдове недавно выяснили, что трети населения нет. А у нас и того больше. Как я себе представляю создание Свободной Днестровской Республики? О всем говорить не могу — сами понимаете, я-то здесь, а многие люди там, раньше нужного времени…
Давайте, о чем можете.
Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території
Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Хорошо. В той же Рыбнице, к примеру, немало на Украину, на украинскую власть, обиженных — ваш Ахметов туда годами возил радиоактивный прокат, и не все могут вот так просто об этом забыть. Да и ПМР, в общем, не раз просилась в состав, увы, власть была другая, да и эта тоже слишком дипломатичная, и выйти могло разное. Как мы теперь видим на примере событий в Донбассе. И, тем не менее, как и на севере Молдовы — кстати, Молдова теперь другая стала совсем — на севере ПМР количественно преобладают граждане украинского присхождения или с украинскими паспортами. А на территории Украины с востока и Молдовы с запада — тысячи выходцев из северной части ПМР. Знаете, что им нужно?
Что?
То же, что и Фелипе Ривера в рассказе Джека Лондона «Мексиканец».
Ладно, пусть это будет загадкой для тех, у кого трудно с литературной классикой. Если ваше движение окажется успешным, где будет столица Свободной Днестровской Республики и каковы будут ее цели?
Дубоссары очень разные, разреженные. Там, в том случае, если Тирасполь не согласится со свободной волей граждан Днестровской Республики — получится неплохой фортификационный район. Кстати, в свое время так и было. Дубоссарская ГЭС — очень важный объект. Это в плане стимулирования политической воли Тирасполя. А центр пока что лучше будет сделать в Рыбнице. Тут ведь надо думать и о том, насколько быстро будет отмобилизован миротворческий контингент из Украины, Молдовы, Румынии, союзников Румынии по НАТО, поскольку насчет этих застрявших в ПМР российских военных — а там кстати, и чеченцы появились, перед тем как украинцы и молдаване перекрыли вольготное сообщение через Кишинев и Одессу, ни у кого иллюзий нет. Поэтому, Рыбница — она и больше Дубоссар, и, несмотря на ту экономическую катастрофу, которую нам устроил Тирасполь, крупный промышленный центр. Объем производства в Рыбнице — 55% от всего ВВП ПМР. Совершенно непонятно, почему мы должны содержать, к примеру, все эти банкеты и фуршеты, все эти костюмы Шевчука и платья Штански? Об этом давно уже все говорят, ворчат. но вот только теперь — громко.
Почему сейчас?
Потому что, как говорится, уже все случилось. Украина такие дела провернула, и начала реально что-то делать — закрыла этим непонятно зачем находящимся в республике российским военным небо, снабжение. Как они будут выпутываться, не знаю. Как только будет провозглашена Свободная Днестровская Республика, можно будет сменить формат переговоров «5+2″. Он же абсурдный — договориться мешает только Россия, каждый раз срывает переговоры. А так Украина, Молдова, ЕС, США, ОБСЕ и СДР — одним фронтом, и ПМР — с другой стороны стола. Что Тирасполю останется делать? Молдова и Украина идут в ЕС, Румыния давно там, если Тирасполь не хочет идти в ЕС, пусть с Бендерами остается там, где он есть. Зачем при этом мы должны их кормить? Мы сумеем адекватно договориться с Кишиневым о восстановлении территориальной целостности, к примеру, если на территории СДР будет создана настоящая свободная экономическая зона. И с представительством, округами в парламенте как-то решить. Тогда ведь то, что останется от ПМР совершенно обезлюдеет, это же ясно. Украина скоро подпишет безвизовый с ЕС, Молдова уже год в безвизовом, все нормальные люди хотят свободно заниматься делами в Европе. Но, хотя мы и создаем свою самооборону уже сейчас, нам нужны будут военные гарантии и первое время — инструктора, и все прочее, что необходимо в таком случае. У Украины уже есть опыт, пусть и такой сложный.
А почему вы уверены, что Тирасполь сейчас не отреагирует на ваши вот эти планы, не наводнит войсками Рыбницу, Дубоссары, другие населенные пункты?
Здесь расчет. Во-первых, Тирасполь немало людей уже положил во время всех этих провокаций в Одесской области, а по контракту сколько поехало и всяких проагитированных — на Донбасс воевать, почти никто и не вернулся. Во-вторых, спецслужбы ПМР и России готовят какую-то гадость Украине в Котовске, это уже есть в публичном пространстве, пока, конечно, на таком уровне. Впрочем, это раньше у Украины не было армии, не было хорошей спецслужбы. Так что, думаю, там справятся. Так что, все, что осталось, туда отвлечено. И в-третьих, в Тирасполе боятся, что Молдова к ним с Румынией вот-вот прорвутся. На том направлении концентрация боеспособных частей, чтобы начальство прикрыть если что. Куда правда теперь бежать будут, неясно, разве что севером, в Киев. Эта часть, как раз, не самая сложная. Самая сложная часть это убедить людей в руководстве Украины, Молдовы и Румынии, что это — чистая игра, и окно возможностей продлится еще, может, до зимы. Потом может закипеть неконтролируемый вооруженный хаос, как в «ЛНР» или «ДНР», где голодные толпы грабят банки и заводы. Пока что можно все удержать в цивилизованных рамках, европейских, с минимальными расходами и потерями в виде каких-нибудь самых активных подпевал трираспольских властей.
И последний вопрос. А что заставляет вас думать, что вашего авторитета хватит, что вот люди за вами пойдут? Каким бизнесом, кстати, вы, занимаетесь, если не секрет?
Не секрет. Я давно и совершенно легально торгую охотничьим оружием и профессиональной радиоаппаратурой. Из, так сказать, «номенклатурной» семьи, как говорили в советские времена. Учился в одном известном заведении в Венгрии, знаю английский, румынский. Связей много, особенно в такой среде — бизнеса, молодых профессионалов, спортивных обществ. Там немало людей, которым эта канитель с ПМР и консервацией совка уже надоела, и которые понимают, что пора наводить порядок.
Источник: newssky.com.ua