Юрий Романенко, директор украинского Центра политического анализа «Стратагема», о том, какие проблемы ждут Виктора Януковича в отношениях с Россией, кто будет избран премьер-министром на этой неделе и кого на смену Януковичу готовят украинские олигархи.
К: Давайте начнем с визита Виктора Януковича в Москву. На ваш взгляд, насколько знаковыми были заявления, сделанные им в ходе этого визита?
Юрий Романенко: Я рассматриваю оба визита Януковича, европейский и московский, происходившие в течение одной недели, как ознакомительные. Они не носят программного характера, поскольку у Виктора Федоровича просто не было времени подготовиться. Европа и Россия предъявляли новому президенту свое видение отношений с Украиной, расставляли акценты, обозначали приоритеты.
В Москве Януковича не нужно было особо представлять — но все равно это была презентация в качестве президента, в качестве человека, наделенного новым статусом и новыми возможностями.
Теперь Янукович должен будет, вернувшись в Киев, все рассмотреть и более представительно подготовиться к следующим встречам. А подумать стоит о многом. Сейчас наблюдается очень интересная коллизия. При Ющенко политическая динамика отношений была полностью враждебной, но экономически взаимный товарооборот развивался неплохо — к примеру, достаточно активно происходил экспорт продукции украинского машиностроения на российские рынки.
Сейчас же ситуация может быть иной: при отсутствии идеологического противостояния отношениям будет задан максимально прагматический вектор, так как у «донецких», как у представителей реального сектора экономики, имеются собственные интересы, отличные от российских.
К: Какие?
Юрий Романенко: До выборов много говорили о возможной сдаче ГТС, но вот другой пример конфликта украинских и российских бизнес-интересов — вокруг украинской железной дороги, которая является важной инфраструктурной составляющей нашей экономической независимости. Причем не менее важной, чем ГТС. РЖД хочет самостоятельно обслуживать российских резидентов на украинской территории, что означает для нас потерю более 20% прибыли. И это притом, что Украина окончила прошлый год с 2 млрд грн прибыли, в то время как российские железные дороги получили госдотации примерно на 350 млрд рублей.
Сейчас россияне смотрят на Украину, образно говоря, как на пирожное, в которое входит вилка. «Зубья вилки» — это такие себе акцепторы, с помощью которых «пирожное» можно захватить и тащить себе в рот. В первую очередь, россиян интересует наша инфраструктура — не только ГТС, но и железные дороги, и порты, с которыми сейчас ведется огромная работа. То есть, их интересует ресурс, который позволяет контролировать украинскую экономику и защищать здесь свои интересы, не неся груз социальных обязательств.
Так что Янукович стоит сегодня перед дилеммой. Государство, не контролирующее транзитные потоки через свою территорию, не может считаться полноценным. Соответствующие поступления в бюджет помогают, между прочим, выполнять задекларированные самим Януковичем социальные обязательства.
К: Но ведь все эти проблемы для «донецких» могут быть решены очень просто — путем назначения «технического» премьера, которому поручат неблагодарную работу — сбросить груз социальных обязательств путем, к примеру, объявления дефолта или иных непопулярных шагов.
Юрий Романенко: Да, такой сценарий рассматривался как один из основных: приходит «техническое» правительство, которое носит характер «тарана» — оно «обнуляет» ситуацию, сбрасывая груз «социалки», избавляясь от пирамид ОВГЗ, ослабляет груз внешних выплат. Кстати, последние — одна из причин, почему Янукович первым помчался в Брюссель: долговые обязательства Украины достигают 100 млрд долларов, из которых 35 млрд — только долги банков. Так что «техническое» правительство позволило бы, «срезав» тактические проблемы, выйти на старт стратегических преобразований. Но такое правительство было бы возможно, если бы коалиция была более широкой. Тогда можно было бы «повесить» часть «собак» на того же Яценюка. Но в формате коалиции «Партия регионов + Блок Литвина + коммунисты» основная ответственность ложится на Партию регионов и премьера Азарова.
К: Которого назначат премьером, как вы полагаете?
Юрий Романенко: Да, на этой неделе его назначат премьером. И в этом случае проблема для Януковича отнюдь не облегчается: он оказывается в подвешенном состоянии. Нынешняя коалиция — это «коалиция выживания» для малых союзников ПР. 230 человек у него сейчас есть, плюс с помощью изменений в регламенте к коалиции примкнут перебежчики от БЮТ и НУНС — но все равно это будет достаточно ситуативное и капризное, неудобное для Януковича, большинство. Он вынужден считаться с на порядок более слабыми партнерами.
И еще внутри самой ПР вызревают очень сильные противоречия — между Ахметовым, Януковичем, Фирташем, Азаровым, Клюевыми и т.д. Наличие такого конфликта интересов будет ослаблять коалицию, и чревато отпадением в любой момент одного из ее звеньев.
Для Януковича ситуация отличается от той, в которой был Ющенко после прихода к власти. До мая 2005 года у него была очень широкая коалиция — вспомним назначение Тимошенко рекордным большинством в 373 голоса. Его легитимность тогда была выше. Если бы Ющенко не «зевал» в 2005 году, он мог бы выстроить эффективную исполнительную вертикаль. Все были готовы «прогибаться» перед Президентом, за которым был Майдан. Но Ющенко, как мы знаем, не хватило для этого воли для реализации такого сценария.
У «донецких» воля есть, но нет инструмента для реализации своих планов. А планы эти вполне наполеоновские: вернуться к модели президентско-парламентской республики, которая была до 2004 года, к смешанной системе выборов в парламент и к мажоритарной системе на местах, и даже «откатать» назад Конституцию, вернув президенту часть кучмовских полномочий. В этом плане Януковичу помогла Тимошенко, которая, во многом, уже проделала соответствующую юридическую подготовку, рассчитывая на свою победу на президентских выборах 2010 года. Теперь плодами ее трудов будут воспользоваться «регионалы».
ПриватБанк попередив клієнтів: все розпочнеться 18 листопада
У ТЦК відповіли на ідею відправлення на фронт їхніх працівників
Пенсіонери можуть отримати доплати та надбавки: які документи подати до ПФУ
Від 32 гривень за літр: АЗС Київщини показали свіжі ціни на бензин, дизель та автогаз
К: Есть что-то, что может помешать «донецким» осуществить такой максималистский сценарий?
Юрий Романенко: Их ограничивает недостаток пространства маневра, необходимость договариваться с мелкими союзниками, у которых другие мотивации. Например, основной задачей Литвина является продержаться в кресле до 2012 года, потому что сегодня для него любые выборы смерти подобны. У коммунистов ситуация несколько лучше, но не намного. Мы видим, как они за последние годы постоянно теряют в политическом весе.
В то же время, для Януковича на первом этапе основной задачей было вытеснение Тимошенко из власти и переформатирования исполнительной вертикали под себя. Его ближайшая и главная задача — стабилизировать политическую и экономическую ситуацию, а для этого нужно правильно расставить кадры.
К: Но для «регионалов» решением вопросов с капризными и неустойчивыми союзниками могут быть досрочные парламентские выборы, которыми они этих союзников, собственно, и пугают. На ваш взгляд, когда такие выборы могут состояться?
Юрий Романенко: Наиболее приемлемым временем для «регионалов» является осень. В случае с выборами начинается игра с несколькими переменными. Если выборы проводить в мае-июле, то в парламент с большим процентом проходят Тигипко и Яценюк.
Хотя Яценюк сейчас потерял финансирование Фирташа (у которого исчезла мотивация дальше выступать спонсором, поскольку он и так уже зашел во власть через Януковича), но Арсений Петрович сохранят все шансы взять 6-8% на досрочных парламентских выборах.
Что касается Тигипко, то он персонально для Януковича сейчас вдвойне опасен. Его «воскрешение» в политической игре для действующего Президента несет такую же угрозу, как появление Тимошенко на электоральном поле Ющенко, начиная с 2005 года. Ющенко не смог остановить Тимошенко в 2006-2007 гг. и она «съела» 80% его электоральной базы. Для Януковича Тигипко потенциально представляет такую же угрозу.
Вполне возможно, что сейчас Тигипко рассматривается ведущими олигархами как запасной вариант: его рассматривают как преемника Януковича, который в случае провала нынешнего Президента, обеспечит преемственность политического режима. Олигархи прекрасно понимают, что если Янукович потеряет управление над исполнительной вертикалью, то на первый план могут выйти не Тимошенко или Ющенко (с ними можно договориться), а контрсистемные силы, которые могут поставить вопрос о переделе собственности.
Поэтому, уже сейчас необходимо думать о фигуре, которая сможет нивелировать такие риски. Вот почему Тигипко, как «рейтингоносец», привлекает внимание таких олигархов, как Коломойский и Пинчук. Ведь Тигипко, если посмотреть на карту его электоральных симпатий на вторых, третьих позициях — единственный, кто набрал голоса по всей Украине — от востока до запада. Это означает, что потенциально Сергея Леонидовича можно продвигать как фигуру, которая соберет богатый электоральный урожай. А для этого необходимо его подержать в стороне, чтобы он не «сгорел» в огне «стабилизации», которой сейчас будет заниматься Азаров и К.
Учитывая, что сейчас нет активной фазы избирательной кампании, можно прогнозировать, что к осени рейтинг Тигипко уменьшится, если он не будет продолжать агрессивную медийную кампанию. Кроме того, к осени Янукович сможет изменить избирательное законодательство, и отстроить исполнительную вертикаль таким образом, чтобы обеспечить приемлемый результат выборов. В данном случае, приемлемый означает большинство в ВРУ.
Что же касается переноса выборов на год, то это также чревато для «регионалов»: после зимы рейтинг Януковича неизбежно «просядет» из-за внутренних и внешних факторов. Прежде всего, на его позициях скажется дальнейшее ухудшение экономической ситуации в Украине, которое напрямую будет связано с ходом глобального кризиса. Новая волна начнется после промежуточных выборов в Конгресс США: многие зарубежные и отечественные эксперты уже говорят о т.н. инфляционном сценарии выхода из депрессии. Впрочем, это уже другая тема.
Продолжение интервью читайте здесь
Интервью взял Павел Ковалев, Контракты