Сезар Хорхе Хименес (имя частично изменено) в прошлом — сотрудник аппарата Организации Американских Государств (OAS), уроженец Венесуэлы, ныне политический эмигрант в одной из стран ЕС. Сезаром автор этих строк познакомился довольно давно, во время краткой стажировки в вашингтонском офисе ОАС во второй половине 2000-х годов. Это знакомство всегда давало возможность обмениваться мнениями по вопросам политических процессов в Латинской Америке. 20 мая в Венесуэле прошли крайне специфические президентские выборы, не признанные подавляющим большинством государств мира, в том числе соседями…
Сезар, ты голосовал на выборах 20 мая?
Мог бы, наверное, теоретически сделать это в одном из посольств Венесуэлы в Европе, да вот беда, я «нежелательное лицо», так что мало что могло бы произойти. Правда, эти выборы изначально нелегитимны, поэтому вариант с голосованием был изначально неприемлем.
Почему выборы нелегитимны?
Мадуро и его партия парализовали парламент, выборы в который с треском проиграли, а затем и судебную систему. Поэтому не участвовал ни один из сильных кандидатов от оппозиции. Один из них не мог принять участия из-за незаконной «судимости», другие объявили бойкот из-за фальшивости и произвола всей процедуры. Ряд видных оппозиционеров был выдавлен из страны. Даже в бюллетене было 9 кандидатов по имени «Николас Мадуро» и их голоса плюсовались — он как бы был выдвинут девятью разными движениями. Вообще, Венесуэле скоро будет двести лет, но такого позорного фарса в нашей истории никогда еще не было.
А что ты скажешь о результате?
Реальная явка около 30%, нарисовали 45%. Мадуро «получил» 68%, всеми правдами и неправдами, притом, что известно — его рейтинг около 20%, и де-факто, он получил еще меньше. Комедия.
На чем же держится его правление?
Во-первых, на стравливании между собой социальных групп и регионах, на силовом контроле за распределением еды (да-да, ситуация гораздо хуже, чем даже в Северной Корее!).
Во-вторых, на штыках, на бандах «титушек».
В-третьих, на российских, немного на кубинских, а также отчасти китайских деньгах. Были еще и не большого ума международные спекулянты, покупавшие облигации нефтяной монополии — вроде бы они уже избавились от них, но…Венесуэла уже много месяцев находится в состоянии дефолта, однако РФ списала ей в общем и целом от $3-6 млрд, нефтедобыча практически парализована, танкеры с нефтью в разных портах практически под арестом. Кстати, именно с этим, а не с Ираном или Ливией связан недавний скачок цен на нефть. Кто-то надеется что-то еще вернуть, но на Мадуро где сядешь, там и слезешь.
В-четвертых, США до последнего времени мало обращали внимания на кошмар в Венесуэле — отделывались грозными заявлениями и мелкими санкциями. Но сейчас кое-что изменилось.
Что именно?
Олександр Усик вдруге переміг Тайсона Ф'юрі: подробиці бою
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Во-первых, в прошлом году шеф госбезопасности Диосдадо Кабельо (кстати, он очень рассчитывал стать преемником Уго Чавеса), как оказалось, готовил покушение на американского сенатора Марко Рубио во Флориде. Это уже терроризм на самой территории США. Собственно, у Трампа тоже во Флориде резиденция — это Мар-а-Лаго.
Во-вторых, хаос в Венесуэле означает увеличение миграции в США, а президент Трамп с нелегальной (да и легальной) миграцией всячески борется.
В-третьих, режим Мадуро усиливает позиции Китая и Кубы (и, отчасти, РФ) в Латинской Америке, а это, с точки зрения Вашингтона — никуда не годится.
И что предпринимает Вашингтон?
Буквально сразу же после объявления Мадуро «победителем», президент США подписал указ об ужесточении санкций против Венесуэлы. Отныне американским гражданам и юрлицам запрещены любые сделки с госдолгом Венесуэлы, включая дебиторскую задолженность, а также долгом национальной нефтедобывающей корпорации PDVSA, с ноября находящейся в состоянии дефолта. Также запрещаются любые транзакции с обязательствами американских лиц перед правительством Венесуэлы, включая те, что находятся в залоге по займам. Кроме того, под санкции попадает любое приобретение у Венесуэлы активов, в том числе в виде залога под выдачу кредита.
Указ Трампа, по тексту, лишает Мадуро возможности «продать по копеечным ценам государственные активы за счет венесуэльского народа». Речь идет о приватизационных сделках, которые помогли бы Мадуро получить наличную валюту, необходимую для оплаты импорта и избежания массового голода.
Решение в изящной формулировке принято в связи с «тотальной экономической халатностью и коррумпированностью» правящего режима Венесуэлы, который «несет ответственность за гуманитарный кризис» в стране, а также «репрессии против оппозиции и попытки подорвать демократический порядок». Это очень жестко – страну теперь сделали максимально токсичной, притом, что и сейчас в ней происходит ежедневное светопреставление. Более того, к этим санкциям присоединились 14 стран Латинской Америки…
И как выглядит правление Мадуро сегодня?
За время его президентства средние зарплаты упали с $300 до 3$. Прогноз инфляции на конец этого года — 18 000%. Начались эпидемии, система здравоохранения, которой гордились при Чавесе, выстроенная кубинцами — разрушена. Нередкими бывают голодные бунты, их подавляет армия и бандиты, получающие специальный паёк, а иногда немного долларовых купюр, они на вес золотых слитков. Минимальная зарплата — 1 миллион боливаров. Килограмм мяса стоит примерно на треть больше. Часть населения разбежалась по соседним странам. Потом спрашивают — а куда делись майя? Это теперь такая печальная шутка.
А не работали ли на выборах Мадуро российские политтехнологи?
Точной информации на этот счет нет — известно, что они подвизаются на выборах в ряде развивающихся стран Африки. Однако, похожие нотки имеют место быть, стилистические. Даже прошлые президентские выборы были на порядок менее грязными (сомнения, что Мадуро на них победил остались, но тогда был хоть какой-то реализм) — а когда чависты проиграли парламентские выборы и им пришлось иметь дело с оппозиционным парламентом, они просто взбесились. Между тем, число только зафиксированных нарушений приближается к 200 000. Карусели, вбросы, подвоз псевдо-избирателей, запугивание пенсионеров отключением социальных карт, завышение официальных чисел явки — в общем, выборы стали просто братом-близнецом недавних «выборов Путина» в РФ…
И что намерена предпринимать по этому поводу оппозиция?
Кроме массовой, а затем и вооруженной борьбы и, чего греха таить, лоббирования США оказать помощь — никаких реальных путей сопротивления сегодня не осталось. США, к сожалению, могут ограничиться тактическими успехами – заставить Мадуро освободить некоторых взятых в заложники американских туристов, миссионеров. Но голодным деморализованным народом легко управлять, а СМИ трамбуют головы, распространяя бред про «козни США» и Колумбии (без челночной торговли с которой среднему венесуэльцу вообще не выжить). В прошлом году оппозиция действовала относительно гуманно, но не смогла скоординировать свои действия. Вопрос, когда будет преодолён порог насилия и станут ли Мадуро помогать извне. Это те же вопросы, которые, увы, были актуальны и для украинцев в 2013-14 годах. Надеюсь, этот порог будет перейден.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.