{advert=1}
«Хвиля»: В каких формах может происходить торговля между Россией и Украиной за рубли как именно «Нафтогаз» сможет рассчитаться с «Газпромом» без долларов или иной свободно-конвертируемой валюты?
Алексей Вязовский: Начнем с того, что гривны «Газпрому» не нужны вообще, ему нужны надежные валюты, получаемые за проданный газ. Да и рубли ему нужны только внутри страны. Следовательно, прежде чем торговать за рубли/гривны Украине следует выйти на ММВБ.
«Хвиля»: то есть – стать участником/игроком на российской валютной бирже?
Алексей Вязовский: Да. Если Украина хочет запустить ликвидную, то есть обеспеченную обязательствами и объемами банков (вот пока только не совсем ясно каких украинских? российских? Если украинских – то возможно государственных, а если российских – то скорее всего тех, кто имеет большой объем украинских активов) торговлю на ММВБ, то ей нужно внести залог под свою гривну. Т.е. обеспечение. Я предполагаю, что таким залогом могли бы стать часть долларовых или евровых ЗВР Украины вложенные в российские государственные ценные бумаги – рублевые или евробонды.
«Хвиля»: этого достаточно?
Алексей Вязовский: Технически в принципе да, но в реальности это еще не все. Видимая технология достаточно проста: заключаешь договор, открываешь кор.счет и вперед, в принципе особых проблем не вижу, хотя надо взглянуть на законы о валютном регулировании – ваш и наш, но не думаю что там будут еще какие существенные неучтенные моменты. Тем более, что рубли/гривны покупаться будут как я понимаю не просто так, для спекуляций на курсе, а под контракты какие то, под газ к примеру. Банки украинские не для себя же рубли покупают, а для своих клиентов. Так что здесь может еще потребоваться паспорт сделки и все кажется.
Но это что касается технической стороны вопроса. А есть еще и одна сторона – страховочная. Россия обязательно потребует от Украины взять на себя обязательства по внятному курсу гривнадоллар, чтобы обезопасить себя от возможного «белорусского сценария». Мол, если вы решите порастрясти народ и девальвировать гривну, то мы об этом узнаем первыми и успеваем из гривневых позиций выскочить по нормальному курсу. Понятно, что это будут неформальные требования и неформальные обязательства. Но и у них обязательно будет видимая формальная часть. Как я и говорил, в первую очередь для выполнения таких обязательств Украине придется держать часть ЗВР в рублевых облигациях. Так что теоретически, торговля может начаться сразу после того, как ваш НБУ «запаркует» часть долларов из своих ЗВР в наших облигациях, т.е. внесет обеспечение под гривны и пожалуйста – работайте. Ведь, повторюсь, сами то по себе гривны никому не нужны. Ну разве что тем компаниям, кто постоянно что-то покупает в Украине и которым было бы выгоднее брать гривну на ММВБ, но не уверен, что их украинским партнерам такая схема была бы выгодна.
Алексей Вязовский: Еще один вариант – «подсадить» украинские банки и предприятия на рублевые кредиты, но это будет означать увеличение пассивов. Мне сложно сказать, пойдет ли на такой шаг ваш Кабмин и ваши олигархи. Но если вспомнить о том, что недавно Ахметов взял у российских банков именно рублевые кредиты на сумму эквивалентную почти миллиарду долларов США – то очевидно, как говорится, «процесс пошел». Если такую операцию проводит крупнейший в вашей стране олигарх, то, возможно, это и есть показатель определенной будущей тенденции. Хотя, одна ласточка весны не делает. Для обоснованного прогноза нужны еще подтверждения.
«Хвиля»: Алексей, Ваш прогноз: начнут или не начнут торговать наши страны за рубли/гривны? И если начнут, то при каких условиях?
Аналітик пояснив, чому Європа "обере" Молдову замість України
У Туреччині спрогнозували "переломний момент" війни в Україні
МВС спростило процедуру отримання водійських прав: що можна зробити самостійно
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
Алексей Вязовский: Сложно сказать однозначно, так как здесь очень много не столько экономических, сколько политических препятствий и взаимных условий. По логике вещей, поскольку Украине в свете последних заявлений Брюсселя евроинтеграция теперь в ближайшее время «не светит» и, как следствие, страна пойдет в Таможенный союз, тогда разумно будет сделать нормальный договор, с обязательными объемами гарантий с обоих сторон как российской, так и украинской. В принципе, я уверен, что сделать это можно и на основании обеспечения только со стороны Украины: политического либо ликвидного. Что это может быть – вариантов много. Но прежде всего приходит на ум залог в виде газотранспортной системы и продолжение военного сотрудничества по типу сохранения в Крыму баз Черноморского флота. Хотя могу быть и иные варианты: порты, металлургические заводы, договоренности по «зерновому пулу» и т.д. Когда в экономике – столько политических неопределенностей, да еще и не зависящих только от двух стран, а завязанных на геополитике – то давать однозначный прогноз я бы не стал. Ваша «многовекторная» внешняя политика уж очень непредсказуема.
{advert=3}