10 февраля пресс-служба Ватикана сообщила, что Папа Римский Бенедикт XVI принял отречение Верховного архиепископа, Киево-Галицкого кардинала Любомира Гузара. Свое решение Любомир Гузар, избранный в 2001 году после смерти его предшественника архиепископа Мирослава-Иоанна Любачивского объяснил плохим состоянием здоровья. Напомню, что сейчас архиепископу 77 лет.
С просьбой об отставке по причине ухудшения здоровья Блаженнейший Любомир обратился к Папе Римскому более двух лет назад, но его отставка была принята только теперь. Согласно каноническому праву до времени избрания нового предстоятеля УГКЦ администратором церкви является архиепископ Львовский Игорь (Возняк). Нового патриарха выберут на собрании Священного синода с участием епископов со всего мира. На выборы отводится два месяца. Само собрание началось двадцатого марта. Пока что рано называть возможных претендентов на пост главы УГКЦ и возможных изменений в ее политике, но для начала об особенностях смены предстоятеля.
Добровольный уход со своего поста кардинала Любомира Гузара – это уникальный случай в истории украинской церкви. До этого момента существовало два варианта изменении предстоятеля: либо смерть предшественника, либо выборы проходили при жизни предыдущего патриарха, а преемник автоматически получал полномочия после его смерти. Что же может принести новый способ? Какие изменения может претерпевать УГКЦ в ближайшее время? Не затрагивая чисто церковных тем, попробуем спрогнозировать общеполитические и общественные изменения, которые могут найти свое отражение в деятельности церкви, поскольку она является неотъемлемой частью украинского общества и не только в границах Украины, а и за ее пределами. Напомню, что на данный момент УГКЦ действует в 11 странах мира (епархии и экзархи существуют в Украине, Польше, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Австралии).
Значительное влияние на будущее УГКЦ может оказать проводимая новой властью политика в отношении религии. С упразднением Государственного комитета по делам религий – исчезла площадка, на которой находилось примирение и возникали предпосылки для компромиссов между представителями различных конфессий и вер. Сейчас, по сути по инициативе властей, в Украине начинается активная фаза противостояния разных христианских конфессий, которая сопровождается в первую очередь перераспределением имущества (чаще всего в виде рейдерских захватов культовых сооружений).
Пока, УКГЦ не принимала участие в этом процессе и «бои» велись между прихожанами Украинской православной церкви Московского и Киевского патриархатов. Но чем дальше, тем больше церкви погружаются в политическую борьбу. Активное вмешательство государства в данный процесс не только не помогает устранить противоречия, а наоборот – приводит к росту радикальных настроений. В это время смена предстоятеля УГКЦ может очень существенно повлиять на ход событий.
На данный момент в УГКЦ нет иерарха, который бы пользовался безусловным авторитетом и таким же уважением, как кардинал Л. Гузар. Соответственно, выбор синода будет непростым, а новому предстоятелю придется потратить немало времени, чтобы полностью овладеть ситуацией. События же в общественной жизни будут развиваться достаточно быстро и не исключено, что УГКЦ попытаются втянуть в политическую борьбу как украинские чиновники, так и иерархи других христианских церквей.
Маловероятен, но возможен вариант, когда часть прихожан УПЦ Киевского патриархата, потерпев притеснения от властей, перейдет «под руку» УГКЦ. Возможно сближение позиций и с Украинской автокефальной православной церковью. Чем сильнее будет государство препятствовать проведению богослужений в стенах памятников истории и культуры – Киево-Печерской Лавре и Софии Киевской представителям одних христианских конфессий и способствовать отправлению служб другими, тем больше вероятность политического союза между различным церквями.
Одновременно патриотические силы и откровенно правые националистические партии Украины будут пытаться заручиться поддержкой нового патриарха Греко-католической церкви ради возможности обеспечить им приверженность прихожан на предстоящих выборах в парламент, планируемых на 2012 год. В этой связи, возможный церковный союз может дать, допустим представителям ВО «Свобода», такую поддержку на Севере, Юге и Востоке Украины за счет прихожан УПЦ КП, к примеру, на которую они не могли рассчитывать ни при каких обстоятельствах ранее. Исходя из того, что рейтинг «Свободы» сейчас находится на уровне 5-6%, дополнительная поддержка церкви может придать им как минимум такую же долю голосов, что сделает ее не менее чем на третеьей по численности политической силой в будущем парламенте.
Пойти на сближение с УГКЦ может и другая оппозиционная политическая сила – «Фронт Змін» Арсения Яценюка, которая на данный момент является более умеренной и менее радикальной, чем «Свобода», и так же пользуется существенной поддержкой в традиционно «своих» для греко-католиков регионах.
Вряд ли новому патриарху, если он будет избран из числа епископов из украинских епархий, удастся избежать участия в политическом процессе, как это удавалось Любимиру Гузару. Есть ли возможность помешать процессу активной политизации церкви? В принципе, да. И одной из таких возможностей является избрание предстоятелем УГКЦ епископа из одной из зарубежных епархий. Это не значит, что церковь будет полностью управляться из-за рубежа, поскольку никто не запретит новому иерарху переехать работать и жить в Украине, но влияние на иностранного гражданина со стороны украинского политикума будет намного меньше и отстаивать свою независимость ему будет легче, чем любому украинскому епископу.
Но здесь возникает другая проблема: будет ли он воспринят всеми прихожанами как свой и не вызовет такое избрание определенных разногласий и споров в самой церкви? Можно вспомнить и движение «Подгорецких отцов» (или же «группы Догнала») которые считаются раскольниками в самой УГКЦ и чья активность с приходом в качестве предстоятеля церкви иностранного епископа может возрасти. Дать однозначный ответ на этот вопрос пока трудно.
Очевидно лишь одно: в ближайшее время изменения в УГКЦ будут происходить во многом с учетом политической ситуации в Украине в целом. К сожалению, обойти это не удастся ни при каких условиях. Первым звоночком, который свидетельствует об этом, стало то, что Президент Украины не поздравил греко-католиков с Рождеством Христовым. Вторым – передача Софии Киевской под юрисдикцию министерства культуры (14 февраля об этом сообщил правительственный портал, а еще в конце декабря 2010 года в открытом письме к Президенту Украины Любомир Гузар выражал обеспокоенность по поводу возможности принятии такого решения, по его мнению, министерство будет запрещать проводить службу в Софии Киевской трем из четырех крупнейших христианских конфессий в Украине).
Однако, какой ни был выбор Святейшего синода – украинским греко-католикам вряд ли придется отстаивать свои права на существование, как это было в советское время. Но если украинская власть и в дальнейшем будет продолжать активное вмешательство в жизнь церкви, поддерживая одну из конфессий, греко-католикам придется вспомнить все особенности политической и идеологической борьбы в неблагоприятной для них среде. Причем не только с «конкурентами» из других конфессий, но и действующей властью.
"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
К сожалению, процесс политизации христианских церквей в Украине, начатый экс-президентом Виктором Ющенко с попыток на государственном уровне утвердить каноничной отдельной поместной украинской церковью при помощи апелляций к Константинопольскому Патриарху – продолжается и сейчас. И если его не остановить, особенно учитывая начавшийся парламентский предвыборный процесс, последствия такого «госрегулирования» могут быть весьма печальными.
В Украине может начаться активный процесс политико-церковного противостояния, который будет только усугубляться на фоне продолжающегося экономического кризиса. Попытки же новой власти, вслед за Ющенко, наладить отношения с Константинопольским Патриархом Варфоломеем, о чем свидетельствует официальная встреча с ним Премьер-министра Н.Азарова в середине марта в Стамбуле, говорят о том, что церковь и дальше будут пробовать использовать в политических баталиях.
Юрий Гаврилечко