Власти Японии успокаивают мировых инвесторов информацией о низком уровне радиации. Словно загипнотизированные речами политиков, после обвала 16 марта, кривые сырьевых цен и курсов ценных бумаг снова пошли вверх в последующие дни. Все, казалось бы, вернулось к естественному состоянию «восстановления мировой экономики». Игры на фондовых и товарных рынках возобновились вопреки японской катастрофе, далеко еще не дошедшей до финальной фазы. У капитала возникло ощущение ясности ситуации. Но именно эта ясность несет в себе основную угрозу, и если вопреки драматическим событиям, цены на нефть и металлы, акции и другие бумаги будут в ближайшее время расти, то уже само это является печальным диагнозом.

Преждевременно оценивать материальный ущерб от катастрофы в Японии, вызванной природой и «мирным атомом». Экономика страны подверглась тяжелейшему удару. Сохраняется сейсмическая активность в зоне японских островов, что ждет мир в результате атомной аварии также сложно еще сказать. Но помимо этого уже сейчас цепь катастроф в Японии, это удар по одному из самых значительных рынков планеты. Его главное последствие состоит в вероятном запуске повторного краха биржевых и сырьевых спекуляций, за исключением спекуляций продовольствием. Биржевая паника 16 марта может быть первым сигналом таких перемен. Однако крах способен оказаться и неполным. Возможна коррекция сырьевых цен с последующей стагнацией.

Если у правительств достанет ресурсов для удержания финансовой стабильности, то реализуется минимальный сценарий. Чрезвычайно важный итог событий в Японии (еще далеко не прочувствованный игроками) – шок, дающий возможность трезво взглянуть на плачевную ситуацию в мировой экономике. И потому вывод об успокоении рынков делать еще преждевременно. Непрерывно поступающие новости будут будоражить деловой мир, заставляя обращать внимание не на воздушный оптимизм чиновников практически всех стран, а на состояние потребителей планеты. Статистика такова, что даже в США по итогам стабилизации 2009-2010 годов рост цен на продукты питания подрывает спрос на промышленные товары.

Первый рынок сбыта планеты вступил в период быстро дорожающего продовольствия. В феврале продукты питания в США подорожали на 3,9%. Об этом сообщила Los Angeles Times со ссылкой на министерство труда США. Недовольны ростом цен на продовольствие и европейцы; второй по значению рынок сбыта в мире – Евросоюз имеет те же проблемы, что и США. Нередко называемая третьим по значению рынком сбыта на планете, Япония переживает одну из самых трагических ситуаций в национальной истории

Ослабление доллара по сравнению с евро и другими валютами идет с начала 2011 года. Этот факт может трактоваться как признак некоего равновесия в мировом хозяйстве, поскольку доллар укреплялся в ходе наиболее острых для экономики и рынков периодов 2008-2010 годов. Однако текущее ослабление американской валюты, скорее выражает итог прежней эмиссионной политики Вашингтона и сдержанность других стран, испытывающих все большее напряжение бюджетов. США все сложнее становится добиваться от остальных государств поддержки своей валюты. Стабильность доллара долгое время обеспечивалась за счет переноса инфляции на другие валюты, что углубляло социальный кризис в большинстве стран планеты. Его первым последствием стала волна арабских революций, так напугавшая буржуазные элиты.

По ходу японского природно-технологического кризиса волна биржевой паники может привести к ослаблению доллара. Но власти ЕС, скорее всего, как это и делалось прежде, пойдут на ослабление своей валюты, чтобы поддержать американский доллар. То же будут делать и другие правительства, рассчитывая на удержание стабильности образца 2009-2010 годов и далее. Важные последствия это может иметь для цен – логично ожидать повышения потребительской инфляции. Продовольствие, таким образом, подорожает не только относительно ценных бумаг, металлов и углеводородов, но и вообще. Даже если спекулятивные игры на рынках будут игнорировать новости из Японии, как и политические известия с Арабского Востока, то рост цен на продукты не прекратится. Возможно, в этом случае он даже не будет замедляться.

В любом случае США придется умерить свои эмиссионные аппетиты. От разговоров о снижении дозировок долларовой «поддержки экономики» администрации придется перейти к реальному осуществлению этого плана. Меньше эмиссии – больше социальной экономии и налогов на трудящихся, таков неизбежный сценарий для неолибералов из США.

Профессиональное сообщество ядерщиков полно скептицизма: в Японии ожидаются взрыва на АЭС и огромные радиоактивные выбросы. Но уже сейчас видно, что удар, нанесенный по Японии как рынку, гораздо страшнее для мировой экономике, чем проблемы сбоев ее производства и экспорта. На планете существует перепроизводство автомобилей и электронике, в том числе и в результате чрезмерно оптимистичных ожиданий руководителей компаний. Остановки поставок из Японии скорее помогут замаскировать избыточность предложения, чем создадут серьезную помеху. Реальную помеху уже создает болезненное состояние мировой экономики в целом.

Кроме рынка продовольствия застрахованы от серьезного падения рынки золота, серебра и платины. Раздувание рынка золота не является пузырем в классическом понимании. Но это естественное следствие надувания пузырей в других сферах – на рынке сырья и ценных бумаг, прежде всего. Рост цен на золото подпитывается изобилием свободных средств у финансовых корпораций при невыгодности вложений реальный сектор. Последнее есть один из важнейших признаков экономического кризиса. Рискованность спекуляций на фондовом рынке, на рынке сырья и даже продовольствия, делает покупку золота страховочным механизмом. На повышение стоимости золота влияет также чрезвычайно крупная денежная эмиссия в США.

Раздувание цен на золото временное явление. Оно прекратится, как только мировое хозяйство перейдет от падений и депрессивных фаз к устойчивому подъему. Капиталы смогут выйти из убежища, которым и является золото. Только тогда золотой пузырь начнет сдуваться. Произойдет это не скоро и вложение в золото останется крайне привлекательным делом. Однако уже произошедший ценовый взлет этого драгоценного металла ставит вопрос о параллельном инвестировании в серебро. Здесь риски пропустить выгодный момент для продажи сберегающего средства металла могут оказаться ниже. При этом наилучший момент для покупки золота уже миновал, а наихудший (грозящий наибольшими потерями при выходе из металла после кризиса) еще не наступил. Золото не достигло пока стоимостного пика. Оно будет колебаться, но цена его продолжит расти.

16 марта цены опустились и на золото. Оно подешевело с 1429 до 1396 долларов за унцию. Несмотря на возможные колебания, оно, вероятно, будет еще дорожать на фоне падения на других рынках. Участие этого металла в общем падении было лишь «общечеловеческим» его жестом – выражением общей паники. Шок от японской катастрофы вызвал общее падение рынков. Дальнейшая их судьба не будет одинаковой. Золото дойдет еще до 1600 долларов за тройскую унцию. Причина роста останется прежней – неуверенность в возможности улучшений в мировой экономике. На этом фоне промышленные металлы могут подешеветь, что неотделимо от снижения цен на углеводороды. Это станет ударом, как по Украине, так и по России. Другой экспортер сырья, Казахстан также получит в подарок от мирового рынка обострение кризиса.

В 2010 году по данным ВТО мировая торговля пережила оживления. Но рост производства упирается в сужающийся потребительский рынок планеты. Именно этот процесс нагляднее всего выражает рост цен на продукты питания, причем, прежде всего, пищу экономичной группы. Спекуляции в этой области не развернулись бы с такой силой, если бы антикризисная политика 2008-2010 годов не увеличила до колоссальных размеров дисбаланс между низкими доходами трудящихся и огромными спекулятивными – банковскими капиталами. Искусственное улучшение дел финансовых корпораций создало новое (аналогичное докризисному) спекулятивное давление на реальную экономику.

Парадоксальность ситуации с нефтью состоит в том, что продолжение спекулятивной активности может в короткий срок поднять ее цену до 120 долларов за баррель. На новостях из Японии спекуляции получили заминку 16 марта, что не отменяет еще их вероятного продолжения. Если катастрофа в Японии помешала им всего на один день, то, какое отношение рост цен на углеводороды имеет вообще к процессам в реальной экономике планеты? Однако если на волне японских известий последует их крах (что вполне вероятно), то искусственность повторного ценового взлета углеводородов обнаружится с еще большей силой.

Популярні новини зараз

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні

Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Показати ще

Природно-технологическая катастрофа в Японии не может быть причиной для серьезной долговременной коррекции на рынках или повторного, аналогичного с 2008 годом, краха спекуляций. Японский шок на рынках лишь выражает старые скрытые проблемы – сохранность причин породивших глобальный кризис.

Автор является руководителем Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений