Очередная порция сенсационных журналистских «разоблачений» бизнеса президента Порошенко вновь вынуждает меня взяться за перо и объяснить, почему его бизнес даже на первый взгляд совершенно прозрачный и законный. Напомню, что по результатам расследования журналистов украинской службы Радио «Свобода» у президента Порошенко нашлись «офшорные» компании, в частности, в американском штате Делавэр. Между тем любой специалист, когда слышит словосочетание «офшор в штате Делавэр», сразу понимает, что перед ним человек, мало разбирающийся в вопросе.

Действительно, в начале и середине 90-х с легкой руки какого-то из шустрых делавэрских дельцов, среди русскоязычных бизнесменов распространился стереотип, что штат Делавэр является офшорной зоной. На самом деле это также далеко от правды, как утверждение, что виолончелист Путина честно заработал 2 миллиарда долларов концертной деятельностью.

Штат Делавэр никогда не был офшором том смысле, как это понимается большинством юристов и экономистов – безналоговой зоной, где можно создавать анонимные компании. Штат Делавэр – это один из 50 штатов, входящих в США, и компании, созданные в нем, точно также подчиняются американскому законодательству, как в любом другом штате.

Когда-то в конце 1980-х этот Делавэр провел удачную «рекламную компанию»: штат объявил, что отказывается от взимания корпоративного налога на прибыль, что вызвало трудно объяснимый ажиотаж вокруг него среди недалеких бизнесменов, ищущих, куда бы скрыть неправедно нажитые деньги. Большинство тех, кто посчитал Делавэр офшором, где можно не платить налоги, закончили в американских тюрьмах: федеральное правительство никогда не отказывалось от своей доли прибыли в виде налогов с делавэрских компаний, а те, кто пытается облапошить дядю Сэма, обычно подвергаются суровому наказанию.

На сегодня рекламная кампания в Делавэре закончилась, и штат восстановил корпоративный налог, причем его ставка одна из самых высоких в стране. Другими словами, если раньше делавэрская компания платила только федеральному правительству, то сейчас она продолжает платить налоги в Вашингтон, а, кроме того, платит еще и налоги в штат.

Но Делавэр по-прежнему остается очень популярной юрисдикцией для регистрации компаний, особенно транснациональных корпораций. Почему?

Дело в том, что в Делавэре действует очень старое и детально проработанное законодательство о деятельности корпораций, уходящее своими корнями еще во времена британского владычества. Корпоративный закон штата Делавэр – это классика, которую изучают будущие корпоративные юристы во всем мире.

Что особенно привлекательно для транснациональных корпораций, зарегистрированных в Делавэре – это существенное облегчение в принятии управленческих решений менеджментом, который не должен каждый раз советоваться с акционерами. Представьте себе компанию с десятками тысяч акционеров, которые имеют право участвовать в управлении. Каково менеджменту каждый раз созывать собрания акционеров, чтобы принять мало-мальски важное стратегическое решение? Штат Делавэр существенно облегчает ему жизнь, не требуя постоянно советоваться.

Именно это, а не мифическая офшорность Делавэра, делает его привлекательным: компании, зарегистрированные в этом штате, являются совершенно прозрачными для властей США, что особо важно для крупного международного бизнеса, дорожащего своей репутацией.

Что же касается упомянутой в расследовании компании Agroprodimpex Corporation, то, согласно публичной информации, доступной любому желающему, эта компания была зарегистрирована в 1999 году в… штате Флорида, а не Делавэр. В настоящий момент эта компания прекратила свою деятельность. А с Делавэром ее связывал лишь почтовый адрес: в регистрационных документах указан довольно популярный «почтовый ящик» для получения писем по адресу 1220 N Market Street, Suite 804, Wilmington, DE 19801-2595. Это очень популярная услуга в США для тех, кто не хочет лично просматривать всю поступающую почту, например, по причине отсутствия в стране. Адрес же головного офиса Agroprodimpex Corporation указан в Лондоне. Директорами этой компании в то время, когда она еще работала, были Алексей Порошенко и Марк Райнер.

Хотя структуру акционеров компании, зарегистрированной во Флориде или Делавэре, невозможно получить в открытом доступе, тем не менее для налоговых властей США это не есть проблема – при подаче налоговых отчетов компания обязательно указывает основных держателей акций, особенно если они иностранцы. Правительство США таким образом контролирует легальность и законность бизнеса на своей территории.

Созданная на территории США компания создает для президента Порошенко еще одно обязательство – строго следовать очень жесткому закону США о борьбе с коррупцией. Под действие этого закона попадает любой, кто ведет бизнес на территории Америки. Именно это случилось, например, было с Дмитрием Фирташем, которого арестовали в Австрии по запросу США в связи с антикоррупционным расследованием – он вел бизнес в Соединенных Штатах и поэтому попадал под юрисдикцию американских антикоррупционных органов. По этому закону, в частности, любой подарок должностному лицу (как государственному, так и корпоративному) в связи с выполнением им служебных обязанностей на сумму свыше 20 долларов считается взяткой со всеми печальными последствиями для дарящего и получающего. Поэтому факт того, что президент Порошенко вел бизнес в США, является не компроматом, а наоборот лакмусовой бумажкой, подтверждающей то, что его деятельность на посту президента находится не только под контролем продажной украинской, но и совершенно неподкупной американской Фемиды, которая не позволит ему безнаказанно участвовать в разного рода темных схемах.

Популярні новини зараз

Українці можуть втратити пенсію: ПФУ назвав 4 причини

Пенсіонери ризикують залишитися без прав: що загрожує водіям похилого віку

В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни

Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри

Показати ще