Любят в Украине красивые жесты, прекрасную картинку и масштаб. Чтобы ни происходило — нужна картинка. Увидеть, пообсуждать. Примерить к событию шкалу зрада/перемога. Ну и, естественно, чтобы то, что демонстрируется было «самым-самым». Прекрасное желание, и чудесные стремления. Честолюбие и масштабные цели ещё никому не вредили.
Но есть и минус — ответ на вопрос «а что дальше?». То есть если что-то делаешь, напрягаешься, думать зачем. Показать и всё? И угрохать на это кучу времени, ресурсов. Или сделать может не «самое-самое», но с перспективой на будущее?
C прицелом на перспективу значительной части как-то не хочется. Некрасиво получается. Тут тебе ни картинки сразу ни восторженных аплодисментов масс. Ни даже криков «зарада», когда массы требуют «продолжения банкета», а ресурсов на продолжение уже нет — всё вбухано в идеальную демонстрацию.
Думаете я о Раде, Кабмине и цирке этой недели? С одной стороны хорошая демонстрация. Но не буду затрагивать эту тему — об этом пишут все. Приведу другие примеры, которые прекрасно демонстрируют суть проблемы. А к правительству и Раде вернёмся в финале. Итак, начну.
Военная техника.
То, что украинским военным нужны бронированные автомобили — ясно как Божий день. И работа вроде как идёт. Каждые месяц-два проходят выставки новой техники. И украинские производители презентуют свои «новейшие разработки». Прекрасно. Но есть один вопрос: вы можете подсчитать сколько «новинок» за год презентовал хотя бы тот же КРАЗ? И сколько из них пошло хоть в более-менее массовую серию: от сотни штук? А так же какое количество прошло испытания?
Вот и получается. Делают умные инженеры машину. Не идеальную. Вызывает нарекания. Доработать бы… И инженеры работают… Над новым концептом. И далее по кругу. В стремлении создать самую-самую лучшую в мире машину. Продолжается показ новинок. На фронте тем временем солдаты без нормального броневика. Не заказывают? Да заказали бы хоть что-то из уже показанного, если бы недостатки устранили а не новинку на коленях собирали. Да и по тому, что заказали есть проблемы — не справляется завод с массовым выпуском.
Вот и получается, что ресурсы, которые можно было бы кинуть на доведение до ума хоть одной модели, а так же на закупку оборудования, обучения персонала, тратятся на очередную демонстрацию.
А тем временем беларуский МАЗ открывает производство военных грузовиков в Украине. МЗКТ создал броневичок для НГ. Да и не только тут — работает сборка и МАЗ и МЗКТ в Азербайджане, Иране и ещё нескольких странах. Машины не самые-самые. Но по ценам нормальные. И вроде как ездят. Мне как беларусу, естественно, приятно. Это рынок сбыта для техники из моей страны. Но с точки зрения Украины, деньги которые во время кризиса могли бы работать в стране уходят. И будут уходить пока украинские производителя То есть деньги, которые могли бы идти в экономику Украины уходят за рубеж.
А доведи хоть одну машинку КРАЗ до ума — можно было бы пойти тем же путём — предлагать на внешних рынках, создавать СП по сборке. И получать прибыль. Ведь в военной технике главная реклама — успешное применение. Война на востоке, как бы это цинично не звучало, превосходная рекламная площадка. На которой сейчас ездят беларуские, американские и Бог знает чьи машины. А украинский КРАЗ готовит очередную презентацию для чиновников украинского РНБО.
Пассажирская техника.
Троллейбусы и автобусы. О ЛАЗ вспоминать не буду. О мёртвых либо хорошо либо ничего. Поговорим о других производителях. Например, львовский «Электрон» Хорошая техника. Без всяких издёвок – действительно молодцы. И презентация эффектная. Всё прекрасно. Кроме одного «но»: а что дальше? Комплектующие покупаются у ведущих производителей Европы. И вот они, хорошие трамваи и троллейбусы. Последние, кстати есть и у Богдана, и у Эталона, и даже у «Южмаша». Одним словом, благодать.
Но показать мало — вопрос куда и кому продать. Свой рынок слишком узкий для такого количества производителей. Ведь серия — это десятки или сотни машин. А даже тендер трамваев для Киева в пару штук — это не производство. Это так, шабашка на коленке.
В Україні скасували обмеження на перескладання водійського іспиту: що змінилося
Дрова зберігати не можна: українцям загрожують великі штрафи та навіть серйозні терміни
Електроенергія знову дорожчає: як це вплине на тарифи на світ для українців
Помер народний депутат України
А производство — ниша на других рынках, где могут купить. Украина вроде как подписала договор об ассоциации с ЕС. Но вот выдержка из интервью президента корпорации Электрон Юрия Бубеса от июля 2015 года. «Почему вы не поставляете технику в Европу? Сегодня мы можем продавать продукцию в еврозону беспошлинно. Но не делаем этого, поскольку украинский сертификат не соответствует европейским нормам.» То есть ребята два года производят технику и за два года не смогли сертифицировать? Гениально!
Другие производители не менее интересны — собирать тут и возить потом готовые изделия по планете всей предлагая импорт. Банальное логистическое плечо: привезти из стран ЕС машинокомплект, скрутить и потом отвезти в страны ЕС собранную модель. Логистика просто прекрасна в запутанности своей.
Если уж начал проводить сравнения с Беларусью, продолжу. Есть такое предприятие Белкоммунмаш. Производит те же троллейбусы, трамваи. И подход ещё 5 лет назад был аналогичен — показать красивую новинку. А потом продать, если получится, на внутренний рынок или в страны бывшего СССР. И объёмы производства впечатляли — несколько сотен машин в год. Но вот беда — даже такая система себя не окупала. Рынок сбыта узкий. А логистика ужасна — провезти собранный троллейбус на 500-600 км – это не фигуры из трёх пальцев воробьям крутить. Так возникла простая система: производства где это возможно. Пусть не идеальные модели. Но того уровня качества и цен, которые удовлетворяют местный рынок. Так возникли «молдавские», «азербайджанские» троллейбусы. Это не говоря о российских. Да и в Украине БКМ «наследил» своими комплектующими. Но даже этого было мало. ЕС, США могут заплатить больше. И та же проблема сертификации. Которая решена просто: в Беларусь пришла швейцарская Stadler Rail AG. Вначале как производитель поездов В тот момент, когда Украина покупала Хюндай для Интерсити за $29 млн. Долларов за штуку, Беларусь купила 6 региональных и 4 «городских» поезда за $60 млн. евро. За все 10. И создала СП в которое швейцарцы вложили $75 млн. евро. То есть и вернули уплаченное и сборку перевели в страну.
Ну да не о поездах речь. Партнёром Stadler Rail AG стал Белкоммунмаш. Как раз направление производства электротранспорта. В 2014 швейцарцы выкупили беларуские 40% акций. И стали владельцем предприятия. БКМ на этом моменте частично вышел из проекта. Но частично. А Stadler Rail AG стал производителем и электропоездов и троллейбусов. Которые с 2016 года предлагает по всему миру. Ведь они уже не «беларуские», а швейцарские. Ну или австралийские, американские и т. д. — компания имеет регистрацию на всех крупных рынках. Вот вам и выход на рынки. А заодно технологии в свою сборку. Возникает вопрос: так с кем ЕС подписало договор об ассоциации? Ведь такая схема более логична для Украины. Но, видимо, тут озадачены другим — как бы поэффектней и побыстрее показать новую разработку. Что потом — а это «как карта ляжет».
А теперь поговорим про фекалии
Да-да. Именно про них. Про то, что в народе называется г**м. В Киеве есть такая себе Бортничская станция аэрации. Старая, но большая. И вот в прошлом году отрапортовали местные власти – «привлекли» японские деньги на её реконструкцию. Ни много ни мало, а около $800 млн. долларов в пересчёте. И заявления «ответственных лиц» в том, что станция станет де самой современной и безопасной. Превосходно! За такие деньги можно много чего построить. Тот же саркофаг над Чернобыльской АЭС оценён в сопоставимую сумму — 935 млн евро.
Прошёл год… и вот в конце 2015 года В Кличко заявляет УНИАН: «Нам нужен еще год на согласование документации и проведение подготовительных работ.»И тут я понимаю, что ничего не понимаю. Ведь:
-
Если вы просили деньги, вы просили на что-то. То есть документы, по идее, должны были быть готовы. И проект и согласования.
-
Год на согласование документации… При том, что это говорит тот, кто с кем по роду его деятельности и нужно «согласовывать» часть тех самых документов!
Тут или я дурак, или «лыжи не едут».
Ну да ладно, смотрю информацию дальше. Итак, 108 млрд иен не помощь, а льготный кредит на 40 лет. То есть вернуть надо будет. И на эти деньги 8 (восемь) лет будут что-то строить. В частности, накрывать отстойники экранами дабы испарения не пахли дурно жителям юго-восточной части Киева. И счастье сие наступит… через 3 года. То есть к 2020-му дышать станет легче. Проект радует своей масштабностью. Гордость берёт.
Если бы вновь не пришла новость из Беларуси. Итак, в начале 2016 там стартовал аналогичный проект — реконструкция всех очистных столицы. Но вот беда — общая сумма – 27 835 000 евро (двадцать семь миллионов восемьсот тридцать пять тысяч). Часть из которых, 22,268 млн. евро – коммерческий кредит на срок не более 8 лет. А дальше самое интересное. Реализовывать проект будет немецкая Strabag Umwelttechnik GmbH. А суть его проста — получить выгоду из дерь*а. То есть биогазовые установки на всех очистных сооружениях беларуской столицы. Полученный газ — на генерацию тепла и электроэнергии. Так сказать, сходил беларус в туалет — внёс свою лепту в дело энергетической независимости.
А дальше самое интересное. Установки заработают уже в 2016-2018 годах. А к 2020 году, когда киевлянам «станет легче дышать», проект выйдет на прибыльность. А за 8 лет, пока в Бортничах идёт гениальное по масштабам строительство, беларусы с немцами рассчитаются по кредиту и начнут просто «lделать деньги на какашках». За 40 лет сумма прибыли наберётся вполне себе немаленькая.
А Киев будет и дальше покупать российский газ из Словакии. А так же думать как отдать японцам 800 млн долларов.
И вновь странные параллели. Одни подписали договор об ассоциации, получают деньги по киотскому протоколу. И проводят презентации масштабных проектов. И согласовывают документы. Другие в это время договариваются с компанией из ЕС как вместе делать деньги. Без всяких презентаций. И снова вопрос: кто подписал договор об ассоциации?
И, наконец, политика
Баталии в Раде выглядят лучше цирка. Как, например, выступление той же Гонтаревой. Руководитель НБУ говорит о том, что импорт создаёт давление на курс. Проходит 5 минут и депутат задаёт вопрос про верхнюю границу курса ради защиты интересов … импортёров! Говорит это открытым текстом — мол импорт страдает.
Или вчерашняя новость, которая меня впечатлила: «Міністр соціальної політики Павло Розенко допускає можливість монетизації невикористаної в опалювальний сезон суми житлової субсидії.» То есть было решение проесть, выкинуть в трубу определённое количество миллиардов гривен. Не все выкинули. Значит надо таки раздать людям, чтобы проели. Господа, вы хотите экономить ресурсы или деньгами разбрасываться? Или в Украине перевелись потребности в инфраструктурных проектах по тем же направлениям энергоэффективности? Потрать денежки на завод, на ту же биогазовую установку. Вот тебе и прибыль на пустом месте и рабочие места. И налоги, которые потом можно регулярно раздавать на социалку. Но это не красиво. Это не масштабно. Что такое налоги с одного бизнеса? Или экономия на покупках российского газа. Это мелочь. Да и не видно. А вот широким жестом пару миллиардов да в массы — это да. Масштаб!
Таких примеров можно привести сотни. Думаю, каждый из читателей без труда дополнит список. Суть одна. Можно тихо заставить деньги работать. Подумать на перспективу. Пусть с каждой копейки гешефт и небольшой, да, как говорят в Одессе в плохой год и он за счастье. Ну и за пару лет сумма накапает. Но капание — не по-украински. Не масштабно. Вот раздать разом всё накопленное дабы прожрать уже сегодня — это да. И ладно бы своё. Одолжили — тоже раздать!
И вот с таким отношением ответьте себе на вопрос: какие шансы у той же гривны стать устойчивой валютой?
Post Scriptum
Сегодня в стране правительственный кризис. Одни кричат про отставку премьера. Другие про возвращение министров. Третьи про отобрать у всех богатых и разделить поровну. Четвёртые про всё вместе. Прекрасно. Но кто говорит о том, что делать Украине через 3,5,10, 15 лет? Убрать Яценюка — не проблема. Да и роль его в теперешней политической раскладке описана ещё Ильфом и Петровым — зиц-председатель Фунт.
Отставка такого человека, да и всего Кабмина, без сомнения, масштабное и увлекательное действо.
Но есть неприятный вопрос: что дальше? И этот вопрос, как по мне, стоит задавать и сегодня и потом. Искать тех, кто знает как будет выглядеть Украина (или должна) через 5,10,15 лет. Для примера, спросите у своих любимых политиков (у каждого в «любимчиках свой») — какое место государства в мире и регионе вы видите к 2030 году.
Вот те, кто:
-
даст такой ответ;
-
даст ответ без масштабности, просто по-полочкам, избегая слов «самая», «идеальна», «чудесная»;
-
опишут что надо сделать и где потерпеть, сэкономить
-
И будут людьми, способными двигать страну.
Если же таковых не найдётся — ожидаем и дальше чудесной и масштабной презентации. Будет красиво!
_________________
Текст понравился? Можете сказать «спасибо» автору: лайком, словом либо копейкой.
Часть копеек забираю себе на пиво — что естественно. Но ещё 2 части передаю тем, кто в них нуждается. Это те, ко защищает мою жизнь сегодня и те, кто будет строить страну в которой я живу завтра. Поэтому часть средств:
-
пересылается одному из отрядов спецназа ВМС Украины
-
тратится на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.
Реквизиты:
Карточка привата: 5168 7423 0834 3288
Вебмани: U247333217329 или Z293974971904