С того момента, как пошла мода на импортозамещение мое отношение к ней было скептическим. А сейчас уже понятно, что большинству надежд, возлагавшихся на импортозамещение, не суждено реализоваться. Поэтому сейчас пришло время рассмотреть детальнее и определить альтернативу импортозамещению.
Импортозамещение это не креативная стратегия, а обычная тактика государств и корпораций в условиях завершения глобализации и начала обратного ей процесса регионализации. Как я писал ранее, постсоветское пространство опережает по фазе развития другие страны. И кризис у нас начался ещё в 1991 году и, естественно, что об импортозамещении, как о почти панацее, в условиях падающих рынков и сползания к глобальной смуте, заговорили тоже ранее. В целом же мировая мода на импортозамещение только начинается и после выхода мирового кризиса за преимущественно экономические рамки импортозамещение станет популярным рецептом во многих странах. Основная проблема массового импортозамещения – это игра даже не с нулевой суммой, а с заранее отрицательным общим результатом. При этом больше всех пострадают страны с недостаточной собственной ресурсной базой. Они не смогут проводить сбалансированную колонизацию своих территорий на достигнутом технологическом уровне и поэтому не смогут компенсировать снижение темпов интенсивного научно-технологического и культурного развития фазы Модерна за счет экстенсивного освоения своей территории. Как я и прогнозировал с 2009 года, большая часть этих стран с головой погрузится в свою фазу Смуты исторически аналогичную Тридцатилетней войне. На пике этой Смуты падение будет не на проценты и даже не в разы, а практически до уровня натурального хозяйства. И никакое импортозамещение не поможет, поскольку им будут заниматься почти все. К этой группе стран относятся, например Франция, Германия и … Китай. Не то, что импортозамещение, а вообще никакая внутренняя стратегия не в состоянии отменить катастрофическое развитие большой Смуты в этих странах. Это может сделать только внешняя политика за счет других стран и во взаимовыгодном взаимодействии с ними.
Другая группа стран имеет сбалансированную ресурсную базу. В этом случае, высокотехнологичные производства опираются на свои среднетехнологичные отрасли, которые, в свою очередь, базируются на собственном мощном сырьевом фундаменте. Эти страны тоже будут сотрясать потрясения, но крепкий фундамент в виде собственной сырьевой базы позволит им выстоять. С другой стороны массовая политика импортозамещения усилит другие факторы закрытия внешних рынков. Поэтому импортозамещение для стран со сбалансированной ресурсной базой будет игрой с нулевой суммой. Они это понимают и уже сейчас стараются избежать схлопывания внешних рынков друг друга. Проблема в том, что таких сбалансированных стран сравнительно немного.
Третью группу стран составляют сбалансированные развивающиеся и постсоциалистические страны. Эти страны тоже имеют благоприятные перспективы, но сотрясения в них будут больше. К этой группе относятся, например, Украина и Польша. Разница между ними только в фазе. Если Украина уже прошла 2/3 своей фазы смуты, то для Польши ещё всё впереди. Разница в негативном внешнем влиянии как ни странно, в пользу Украины. Да, Украину в условиях российской агрессии «колбасит не по-детски». Но влияние распада сначала ЕС, а затем и Германии на Польшу будет более масштабным и продолжительным, чем последствия российской агрессии в Украине. Но и Польша, и Украина и ряд других стран со сбалансированной ресурсной базой после смуты станут новыми капиталистическими-демократическими-социальными странами вместо стран из второй группы.
Четвёртую группу стран составляют традиционные небольшие, специализированные «тихие гавани». Они вообще могут себе позволить не заниматься глупостями, с их точки зрения, вроде импортозамещения, но таких стран и так сравнительно немного и погоды они не делают. К тому же не все из них сохраняться в течение глобальной Смуты. В этом плане наиболее показательна, наверное, Швейцария – страна с неплохими, хотя и не идеальными внутренними условиями и очень депрессивным внешним окружением. Даже не берусь прогнозировать, чьё влияние возобладает, либо неплохих внутренних условий и вековых традиций специализированного государства либо крайне неблагоприятного внешнего окружения. В заключение осталось одно единственное государство на планете с избыточной собственной ресурсной базой для проведения сбалансированной колонизации. Строго говоря, есть ещё Казахстан, Монголия и прочие Ботсваны, которые не в состоянии самостоятельно освоить своим населением собственную ресурсную базу на современном технологическом уровне. Но эти страны не будут мешать это делать остальным, прежде всего, странам первой группы, ведь, это не игра с нулевой общей суммой, а взаимовыгодный процесс развития комплементарных экономик. Но, т.к. таких стран сравнительно мало, в сравнении с желающими участвовать в их освоении, то выбирать будут они и на своих условиях.
Поэтому почти в гордом, но неблагоприятном одиночестве остаётся, Россия. Страна с ярко выраженной неспособностью самостоятельно освоить свои огромные просторы, где формирующееся сословно-авторитарное общество не даёт это делать в кооперации с другими странами. Несмотря на то, что импортозамещение в России было предложено и принято в качестве официальной политики раньше других стран, эффективность импортозамещения остаётся крайне низкой. В этом нет ничего удивительного. Ведь создание импортозамещающих производств является инновационным предпринимательским процессом. А действующая российская власть формирует современное сословно-авторитарное общество, которое не совместимо с развитой рыночной экономикой и душит любое предпринимательство, любые инновации процесс, разве что кроме тех, что направлены на обслуживание потребностей высших сословий. Т.о. причина неспособности проводить эффективное импортозамещение в России совпадает с причиной её противостояния глобальному Западу и глобальному Югу. Т.о. снова повторится сценарий, когда идея, предложенная в России, будет массово реализована в других странах, а не в самой России. Идея импортозамещения станет массово популярной после выхода мирового кризиса за преимущественно экономические рамки. Это будет не рациональный выбор, а одна из последних соломинок, за которые и корпорации и правительства массово станут хвататься, спасаясь от мега обвала. Я подтверждаю свой ранее опубликованный прогноз о том, что распада мировой финансовой и товарной системы на валютно-технологические зоны не будет. Точнее валютно-финансовые зоны начнут формироваться, но гораздо позже. Во второй половине 21 века после завершения фазы большой смуты Второй Тридцатилетней войны. А сравнительно гораздо в более близкой перспективе мировая финансовая система распадётся на гораздо большее количество мелких осколков. При этом место $ для каждого конкретного региона займёт сырьевой ресурс или базовый продукт, на котором данный регион специализируется. Валюта, если сохраниться, то в привязке к востребованности этих ключевых ресурсов. Понятно, что это будет примитивизация, но любой острый кризис сопровождается примитивизацией, а уж смута и подавно. В этих условиях импортозамещение станет очевидной соломинкой, за которую все будут хвататься в условиях обвалов, санкций, закрытий границ, неплатежей и прочих «прелестей» смуты, знакомым постсоветскому читателю с 90-х годов. Только более острым и масштабным. Поэтому уже сейчас можно дать конкретные рекомендации по эффективному использованию импортозамещения.
Если в краткосрочном плане импортозамещение является реакцией рынка на мегаобвал, то в долгосрочном плане импортозамещение является одним из первых проявлений смены основного критерия долгосрочной конкурентоспособности. На смену ориентации на кардинальные научно-технологические инновации в качестве основного критерия долгосрочной конкурентоспособности приходит ориентация на экстенсивное расширение за счет эффективного использования местных ресурсов. Естественно, что для достижения стратегических результатов следует отдавать приоритет рассмотрения долгосрочных процессов, а не их частным краткосрочным проявлениям. Поэтому следует заниматься импортозамещением, как частью рационального использования местных ресурсов. Прежде всего, это означает региональное импортозамещение внутри крупных и средних стран. Его потенциал не уступает замещению импорта из других стран, особенно по средне и низко технологичной продукции, производимой из местного сырья и ориентированной на вкусы местных потребителей. Также эффективное использование местных ресурсов, как более широкое, по отношение к импортозамещению понятие, означает приоритет использования местных возобновляемых ресурсов в сравнение с не возобновляемыми. Более того, долгосрочным приоритетом должно стать использование местных возобновляемых ресурсов с быстрым сроком возобновления в сравнение с местными же возобновляемыми ресурсами с медленными сроками возобновления.
Другая рекомендация в большей мере касается импортозамещения более высокотехнологичной продукции, где собственного рынка сбыта для такой продукции будет явно недостаточно. Спонтанное массовое импортозамещение и схлопывание рынков, как реакция на мегаобвал рискует привести к массовому банкротству высокотехнологичных экспортно ориентированных предприятий планетарного масштаба. По большому счету высокотехнологичный и преимущественно экспортно ориентированный бизнес для стран с неблагоприятными сверхдолгосрочными перспективами и так представляется обречённым и главной рекомендацией по-прежнему остаётся вывод активов из таких стран. В странах с благоприятными условиями и перспективами он уцелеет от мегаобвала, связанного с выходом мирового кризиса за преимущественно экономические рамки и началом фазы мировой смуты, хотя и в весьма потрёпанном виде. Поэтому у импортозамещения, как у элемента сознательной стратегии, а не спонтанной реакции рынка обязательно должна быть обратная сторона медали, причем и на уровне корпораций и на уровне государственной политики. Для начала определяем список стран с максимально благоприятными сверхдолгосрочными перспективами. Свой прогнозный список я опубликовал ещё в 2009 году. Он доступен для поиска в сети и сейчас он уже частично проверяем. Не нравится мой список – без проблем используйте прогнозы других аналитиков или составляйте самостоятельно свой. Но в любом случае таких стран будет не так уж и много и в него не подадут большинство нынешних лидеров. А дальше прилагайте столько же усилий для выхода и закрепления на рынках долгосрочно перспективных стран, сколько для внутреннего импортозамещения! Это позволит заранее подготовиться к грядущему мегаобвалы и последующей фрагментации мировой экономики. Сохранить рынки сбыта и саму возможность производить средне и высокотехнологичную продукцию. Для государственной политики очень важно по глупости не испортить отношения. Это отдельная большая тема, но в разворачивающейся смуте будут противостоять страны с лучшими сверхдолгосрочными условиями и с худшими. Поэтому одна благоприятная страна может испортить отношения с другой аналогичной страной именно по глупости руководства и сравнительно ненадолго по цивилизационным меркам. То что, стран с благоприятными условиями и перспективами сравнительно немного с одной стороны осложняет ситуацию, т.к. товарооборот между ними сравнительно невелик, и сейчас нужно приложить дополнительные усилия для выхода на новый и дальний рынок сбыта, который может показаться второстепенным. С другой стороны экономики далеко расположенных друг от друга стран с благоприятными внешними условиями и сверхдолгосрочными перспективами также, в значительной мере, комплементарны. Поэтому очень важно, когда мир захлестнёт паника мегаобвала или серии обвалов, когда рухнет и WTO и $ как основная резервная валюта, не переусердствовать в протекционизме своего рынка. Ведь крах WTO не только разрушит многие традиционные стереотипы, но и создаст новые возможности. Прежде всего, это селективное открытие своего рынка для других. В этом плане две далёкие страны с благоприятными сверхдолгосрочными перспективами и комплементарными экономиками объективно будут меньше всего заинтересованы в закрытии своих рынков друг для друга.