Вчера на глаза попалась интересная новинка военно-промышленного комплекса Беларуси — боевой модуль «Адунок». Первой реакцией после просмотра видео было «ай харош шайтан-машина». Читал ТТХ и вывод только усиливался. А заодно возникал вопрос: почему такой комплекс создали в Беларуси, а не в Украине? И кому такое больше необходимо. Но обо всём по порядку.
Итак, война в Украине. Не раз приходилось слышать, что украинская армия вынуждена использовать скажем так, не самое современное вооружение. Да и сам писал об этом. Увы, но в данной ситуации выход не самый худший — денег мало а оружие нужно «на вчера». Это даёт результат — Украине удалось локализовать проблему. И если бы не масштабное вмешательство РФ, локализовать бы удалось по границам крупных городов. Нет, скажет патриот с просторов Фейсбук — освободили бы всё! Возможно, но сколько бы положили своих солдат. Ведь зачистка города не самое лёгкое дело. И всегда сопряжена с колоссальными потерями. Вот о потерях и поговорим.
Война — всегда смерть. Хорошо когда старуха с косой приходит к противнику. Плохо когда она гуляет по твоим позициям. Трагедия для семей и огромная проблема для государства. Это и социальная напряжённость и, извините за цинизм, колоссальные траты. Российская и позже советская модель ведения войны не обращала внимания на данный аспект. «Бабы ещё нарожают» — известный лозунг. Да и суворовское «пуля дура — штык молодец» из той же оперы. Ведь солдатам для штыковой нужно было добежать под градом этих самых пуль.
Но вернёмся ко дню сегодняшнему. Итак, началась война. Украинские солдаты как могли защищали и защищают Родину. Гибнут. А общество и ВПК пытаются сделать так, чтобы потерь было меньше. Была проблема с бронежилетами — вроде как решили. С формой худо-бедно тоже. Потом вопрос техники. Восстанавливают и модернизируют то, что можно. Так прошёл год. Страна выдержала. Вроде как можно подумать и о новом — как сделать неприятный сюрприз противнику. Украинский ВПК думает. В силу своей специфики примерно в одном направлении — бронежилет. Но побольше. И тот который стреляет. То есть танк, БТР. Или новые бронированные автомобили. Вначале восхищался процессу. Думалка включилась! Потом просто радовался. А сейчас не могу понять зачем каждые 2-3 представлять «принципиально новый» броневик и так не довести до ума ни одну из десятка моделей, представленных ранее. Понимаю, что украинская нация «неровно дышит» к визуальным эффектам. Но ведь эффектная демонстрация и банальная показуха, как говорят в Одессе, это таки две большие разницы.
Да даже не в этом суть. В шаблонности мышления. Калибр побольше, броня потолще, скорость повыше. И УРА! И одновременно, на тех же выставках представляют средства огневого поражения. Для которых наплевать, что калибр побольше, броня потолще, скорость повыше. Вот и получается, что средняя продолжительность жизни танка или БТР изменяется месяцами (в очень идеальном случае). А то и неделями или днями. Но технику подбивают — гибнет экипаж. С пехотой то же самое. Увы, закон войны – скажут мне — солдат воюет и часть гибнет.
Хорошо, господа, а вы не пытались подумать как солдат может и воевать и не воевать одновременно. То есть сидеть далеко от того места где летают пули. Невозможно? Денег нет? Американцы не дают такие чудо-машины? А сами что «рылом не вышли» придумать? Украинцы — удивительно сообразительная нация. И я ожидал какого-то нестандартного решения. Дождался от земляков.
Уже писал, что Беларусь внимательно следит за событиями в Украине. И изучает опыт ведения современной войны. Действия небольшими группами, использование переносных противотанковых, зенитный и др. систем, тактика засад ведут к большим потерям у противника. Вот это, потери и есть проблема. Беларусь – небольшая страна. Потери — больно. И «бабы не нарожают». Инженеры задались вопросом «а как сделать так, чтобы солдат стрелял, но при и как бы не воевал». В Украине называют часть героев Киборгами. Но и они гибли. Терминатор? Так на это мол деньги колоссальные нужны. ВПК проще склепать очередной концепт броневика, который долго, очень долго будет проходить лояльную проверку. И всё равно не пройдёт. А оружие мол старое.
В Беларуси оружие тоже старое. С другой стороны пушка, пулемёт изобретены не сегодня. И кардинального технологического рывка не предвидится. Но и старое может работать очень эффективно. Так родилась идея автономной управляемой платформы. Кстати, тоже не новая — использовалась в той или иной мере с конца 70-х. Дальше идея проста: солдата оставить в блиндаже а, например, пулемёт доставить поближе к противнику. И пострелять.
Шайтан-машина или мини-трактор с пулемётом
Результат — модуль Адунок. Это программно-аппаратный комплекс дистанционного управления огнём. И техническое решение по стабилизации платформы. То есть чтобы была возможность стрелять метко. А по доставке — ещё одна старая технология — радиоуправляемая моделька.
Результат — электротрактор с пулемётом или АГС.
Маленький, невысокий. Но с интересными характеристиками. Оператор, используя ПК (в принципе можно программу написать и для обычных ноутбуков) отправляет машинку поездить по бездорожью. На машинке:
-
камеры кругового обзора,
Популярні новини заразІран у договорі з РФ відмовився визнавати Крим російським
Українцям за кордоном змінили правила відновлення паспорта: 2 варіанти
Ці банкноти не приймуть: які долари українці вже не зможуть обміняти
Відразу на 32%: в Україні змінили ціни на яйця, огірки, помідори та олію
- фиксация целей — до 10 штук.
-
программирование очерёдности поражения
-
сопровождение цели
-
всепогодность
-
прицельная дальность 2000 метров при нормальной видимости и 1000 метров ночью, в дождь (снег) или туман
-
точность стрельбы
-
автономность хода платформы
- А при сопряжении с беларуской РЛС «Обзор»возможность стрелять «во всё что движется»
Учитывая последнее доработка в стиле стрелять в «нехороших» не за горами. Всего-то придумать систему передачи сигнала свой/чужой. Дальше вновь голь на выдумки хитра. РЛС захватывает цель, дополнительный модуль анализирует (Известный из школы оператор if… else). Одним словом, работа идёт. Вот видео:
А вот теперь давайте подумаем что Украине нужнее сегодня: очередной гроб на колёсах от КРАЗ или с десяток подобных систем. Ведь если установить такой модуль, например, на блок-постак и в укрепрайонах солдатам вылазить из блиндажей даже не понадобится. Днём могут в ручном режиме отслеживать и принимать решения. Ночью режим «пали во всё шо шевелится — утром разберёмся». А это значит — меньше похорон где-то на необъятных просторах единой, соборной, неделимой.
-
Штурм блок-постов и укреплений противника. Можно послать штурмовую роту. И похоронить как минимум 4-5 бойцов. А можно 5-6 таких шайтан-машин. Точность поражения та же самая (если не больше). А железо — не человек. Сожгли трактор — неприятно. Но это не трагедия для семьи.
-
Вторая проблема — патрулирование серой зоны, линии соприкосновения. Пройти возле зелёнки — опасно. Шайтан-машина спокойно может ехать по улице посёлка или возле лесополосы. И так же спокойно засекать «где что шевелится». А сам солдат в это время пьёт чай или кофе в тепле и уюте. Снова меньше похоронок.
-
Те же засады. Заехали 3-4 машинки в зелёнку и стоят себе до лучших времён. А дальше выезжают по необходимости.
- И, наконец, зачистка города. Нет, зачищать его такими машинками невозможно — в дома они не залазят. Но кошмарить сепаров — сколько угодно. Например, устраивать заезды по улицам пригородов той же Головки или Донецка. Естественно, предупреждать местных. Это может быть громкоговоритесь с сообщением «чемпионат сектора по Need for Speed» начнётся через… минут». Потом заехали — уехали. И так каждый день. У противника не то что истерика, психоз начнётся. Что Украине и надо. Психоз и похоронки у противника, а свои солдаты… они же не воюют — они в компьютерные игры играют. Это можно заявить и ОБСЕ.
-
Кстати, когда нет полного прекращения огня подобные шайтан-машины не есть нарушением Минских соглашений. Ведь это не тяжёлое оружие. И это не «атака живой силы противника». «Живая сила» в блиндаже сидит и даже не думает сделать шаг в сторону линии соприкосновения.
Бабы нарожают или будем деньги считать?
Одним словом интересно. И выгодно. Извините за цинизм, но «гробовые» семье солдата — что-то около 600 тысяч. Это — 21-22 тысячи долларов. Не думаю, что даже прямая покупка такой машинки у Беларуси обойдётся дороже 100 тысяч. Тем более, что «УТЁС» или «АГС» можно и на месте прикрутить. А если создать подобное в Украине цена и того меньше. То есть даже если для некоторых чиновников кучка баксов представляет из себя большую ценность чем какой то там солдат неизвестно откуда, всё равно выгодно. Пусть электротрактор переживёт одну атаку. Но сохранив 3-4 жизни он уже «сработал в плюс».
Проверить легко — договориться с соседями на «полевые испытания». Или, повторю, создать своё. Тем более, что наработки есть. Волонтёры же оперативно написали несколько версий программ для артиллерии. Тут не намного сложнее. В конце концов речь идёт об обычной машинке на радиоуправлении.
В своё время украинцы мне говорили — козаки воевали рационально. Это хорошо. Но почему бы наследникам козаков не проявить подобную рациональность? Хочется верить, что работа идёт, но об этом никто не говорит. И всё равно странно, что в Беларуси комплекс склепали в конце 2014. А в Украине за это время прошли лишь несколько волн мобилизации. Как по мне, то лучше уж «в машинки играть», чем надеяться что «бабы нарожают»
_________________
Текст заказной? Естественно. Заказчиками являются читатели, сказавшие «спасибо» автору. «Спасибы» принимаются лайком, словом либо копейкой.
Почему так? Текст — это продукт. Продукт – плод труда и времени. А это оплачивается. Эмоциями, словом, действием. Или, самое простое, копейкой.
Часть копеек забираю себе на пиво — что естественно. Но ещё 2 части передаю тем, кто в них нуждается. Это те, ко защищает мою жизнь сегодня и те, кто будет строить страну в которой я живу завтра. Поэтому часть средств:
-
пересылается одному из отрядов спецназа ВМС Украины
-
тратится на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.
Реквизиты:
Карточка привата: 5168 7423 0834 3288
Вебмани: U247333217329 или Z293974971904