Сегодня можно констатировать свершившийся факт того, что борьба между геополитическими борцами за Украину сконцентрировалась в борьбе за руководство над украинской таможней. Напряжение достигло предела в войне за высокие должности.
С одной стороны: группировка, ранее контролировавшая таможню при Януковиче и частично сросшаяся с новыми властителями (Хомутынник, Калетник, Романенко, Насиров при лояльности Яценюка). Назовем эту группировку «родная мафия». И с другой стороны, — пришлыми «варягами» (Саакашвили, Яресько, Ликарчук). Эта война выплеснулась наружу и в СМИ. Война не простая и крайне неоднозначная для самого народа в Украине, потому как «паны бьются, а у холопов чубы трещат».
Давайте попробуем разобраться.
«Родная мафия».
За последние десятилетие, на фоне общей политической и экономической коррупции в Украине сложилась группировка, которая исправно снимала сливки с потоковых оформлений посредством разности тарифного регулирования и игры товарными кодами ТНВЕД. По сути, отголоски этих схем сейчас выкладывает на своем ФБ – К. Ликарчук, которому, как де-юре, главе украинской таможни, оставили возможность лишь руководить санаторием в Крыму!
Конечно, пик теневой работы сложился при мощной вертикали Януковича, Калетника (ДМСУ), Якименко (СБУ) Клименко (Минздох). Рай из «блатных» фирм и двойное тарифное регулирование по схеме: часть в бюджет, часть в тень.
По сути, с момента ввоза до момента поступления товаров в магазин, существовала дополнительная коррупционная наценка на товар, которая заходила в карман семье и тех, кто был в теме. Как не парадоксально это звучит, это в какой-то мере имело свои плюсы и свои минусы для бизнеса в Украине.
Плюсами можно назвать ясность правил коррупционной вертикали. Бизнесмен выбирал: платить ли ему взятку и ехать дальше, или не платить, но ехать по самому высокому тарифу «в лоб». Как правило, большинство ехали «по первому методу». Ясность – это главный плюс. Немного смешно, но это и немаловажно потому, что не надо бегать сломя голову между своими связями и искать «выход», спорить, доказывать, терять время и деньги, а простои на таможне стоят иногда целого бизнеса.
Для народа это означало, что стоимость товара на импортный ширпотреб в Украине была выше минимум в два раза, чем за бугром. Сырьевой экспорт был наоборот ниже, что соответственно уменьшало пополнение в бюджет.
Учитывая, что коррупционные деньги крутились в экономике, а также то, что основного геополитического куратора Украины в то время – Россию, это устраивало, экономика была наполнена деньгами. И, соответственно, это сказывалось на благосостоянии населения, — рядовые люди имели и зарабатывали, скажем так, больше, чем сейчас. Россия не вмешивалась в движение своего транзитного ширпотреба через Украину и доила нас посредством энергоресурсов. Россия требовала следующего – лояльности, потребление нами их энергоресурсов, и нахождения в сфере ее буферных геополитических интересов. Иногда, наши высокие коррупционеры пытались «обилетить» и русский «ширпотребный» транзит, но в определенный момент пожадничали и он, в значительной степени, переехал в Казахстан. О чем, они, конечно, потом немного жалели и даже безуспешно пытались его вернуть. На что им помахали пальчиком и сказали: «Доите свою корову».
Естественно, такое болотное, коррупционное развитие Украины не могло оставить горького привкуса у населения о тупиковом развитии страны. Даже не смотря на любовь к популистским, совковым и однозначным лозунгам у народа существует чувство, что его обманывают. У народа есть некоторое подспудное понимание того, что такое состояние дел, когда проедаются ресурсы на коррупционных дрожжах – это путь в никуда. Поэтому, ставка сделанная Россией на коррупционного Януковича, близкого ей по коррупционному менталитету, и на все большое затягивание Украины в бананово-ресурсный стиль экономики, — была проиграна на майдане.
Сегодня зубры той бывшей команды временно в бегах, в России, где их грушку немного трясут с чисто русской непосредственностью, и они хотят вернуться обратно. Потому как чужбина, — это всегда очень дорого. На место семьи зашли более эластичные кланы. Их, конечно, нельзя назвать революционерами и «борцами за дело народа», но они залезли на популистко-патриотичную тематику и на этой благодатной почве продолжают окучивать народ.
Так как лучше проверенных специалистов по окучиванию таможни современной власти не найти, то она воспользовалась услугами организаторов бывших схем, но не столь одиозных и известных (кум Г. Калетника — Романенко и компания). А во главе ФСУ поставила лояльного, исполнительного и с «западной» репутацией – Романа Насирова. Задача у них простая: деньги! Деньги, которые разбрелись по регионам необходимо вернуть обратно во властную вертикаль. Потому как вертикаль деньги хочет тратить «с заработанного». Потому как выборы. Опять же, — необходимо в Раде что-то лоббировать, а депутаты ой как любят откушать. В прессе мнение у народа корректировать и так далее. Все это очень затратное дело и требует черного нала.
У Туреччині спрогнозували "переломний момент" війни в Україні
Експерти пояснили, чи мають право ТЦК та СП заходити у квартири та будинки українців
Сніг, дощ, сильний вітер, а потім потепління: синоптик Діденко попередила про погодні "гойдалки"
МВС спростило процедуру отримання водійських прав: що можна зробити самостійно
Поэтому сегодня таможней фактически управляет группировка состоящая из конгломерата бывших профессиональных коррупционных таможенников под контролем новой власти. Прикрывает ее в Верховной Раде группа Хомутынника, который еще при Калетнике и Януковиче в Раде возглавлял комитет по налоговой и таможенной политике. По всей видимости, Хомутынник, находясь во главе группы «Возрождение», голосуя в необходимый унисон, выторговал себе влияние на таможню. И продвинул бывших людей Калетника на конкретные должности, где они себя чувствуют профессионально и как рыба в воде. Хомутынник — это бывший глава комсомола Партии Регионов, который вовремя оттуда слинял под крыло скромного и обаятельного представителя буржуазии Украины в лице Игоря Коломойского. Хомутынник уже показал свое влияние в инсценированном скандале при переписке в Раде, тоже с человеком Коломойского, губернатором Палицей. Помните? Какое негодование, при поддержке прессы вызвала это жалостливая на коррупцию переписка! Именно она послужила поводом для снятия Макаренко, Белоуса и позволила завести на должность главы ФСУ Романа Насирова. Ну да ладно.
Этой группировке нужна лишь тишина, которая позволит им как и раньше зарабатывать деньги на таможенных схемах. Конечно, такого жира как при Калетнике у них не будет, но все-таки вопрос очень и очень денежный. Кто хочет, может пофантазировать о гуляющем черном нале. Ведь таможня наполняет бюджет Украины минимум на треть. Соответственно, как и все у нас в Украине, остальная «черная» половина от трети находится в тени. То есть цена вопроса минимум за миллиард и выше. А дальше все зависит от профессионализма, крепости вертикали и тишины.
«Варяги»
Для того чтобы Порошенко, Яценюкам и остальным удержаться у власти, им необходима поддержка антипода России – США и более нейтрального ЕС. Без такой поддержки они не смогут оставаться у власти, поэтому они просто обязаны считаться с «варягами», которых им рекомендует Госдеп и просьбами Европы.
В Госдепе сидят достаточно грамотные и продвинутые люди, которые даже из-за океана понимают, что необходимо контролировать в Украине, чтобы поддерживать власть, которая к ним лояльна и выводит Украину из под влияния России.
Это геополитическая Одесса, потому как тот, кто ее контролирует вместе с портами, во многом влияет на Украину и на ее товарообмен. Туда был заведен Саакашвили, ярый противник России, вместе с готовящейся командой дополнения будущей русской оппозиции.
Наталия Яресько в Минфин, которая хоть как-то может прояснить: куда деваются деньги в стране с дикой коррупцией. ФСУ переподчинили Минфину. И, конечно же, им хотелось бы контролировать таможню с ее возможностями контроля товарных потоков и транзита.
Вторая заинтересованная сторона — Европа, у которой тоже есть свои пожелания к действиям на западной украинской границе. Это, прежде всего, контроль подакцизных товаров, сигарет, и конечно очень беспокоящая Европу проблема – иммигранты. Играя на этом желании Европы украинский премьер Яценюк щедро предложил отдать в управление западные украинские таможни европейским фирмам. Что следует от этого ожидать и суть проблемы я уже описывал в статье.
Европе, конечно приятно участие нашего премьера, и она ценит его усилия, поэтому вынуждена закрывать глаза на некоторые проделки премьера по наполнению своих карманов.
В целом, Запад понимает сложную и крайне шаткую обстановку в Украине. Поэтому запустил программу децентрализации и конституционной реформы в Украине. И если Россия в борьбе за Украину начнет побеждать внутри страны, играя на экономическом и коррупционном недовольстве населения, децентрализация запустит центробежные процессы и Запад все равно получит свою долю от пирога. Но это тема другой статьи.
Так вот «варяг» Саакашвили столкнулся сейчас с «родной мафией» за влияние над Одесской таможней, самой жирной таможней Украины. И я писал о будущем этого конфликта, как только Саакашвили зашел на должность. Для Госдепа и Саакашвили стратегически важно показать свою работу, иначе они начнут терять контроль в Одессе и далее по Украине. Саакашвили необходимо уменьшить коррупцию, наладить экономическую жизнь в регионе для того, чтобы пойти дальше в реформировании Украины по западным стандартам. А уменьшить коррупцию в Одессе ему надо реально. Но здесь заработала «родная мафия» со своими исключительными интересами наживы. В Киеве, а тарифы управляются из Киева, спустили в одесскую таможню завышенные тарифы, а на другие «карманные» таможни дали более низкие тарифы. И, естественно, товары, которые приходят в одесские порты, ушли вместе с платежами на другие таможни. Соответственно, Саакашвили со своими проектами по реформированию Одессы оказался без денег и грубо говоря «в дураках». Поэтому Саакашвили и выступил с обвинениями к Яценюку и поддерживаемыми им представителям «родной мафии».
Константин Ликарчук, который не вписался в «родную мафию» вынужден терпеть небывалое в истории украинской таможни унижение. Когда фактически глава таможни реально отстранен от ее управления и абсурд ситуации дошел до того, что единственным объектом, который ему оставили курировать – это крымский санаторий. Цирк, да и только. Таможенными департаментами, а значит и тарифами в Одессе и везде по Украине командует Насиров с бывшей группой Калетника, а теперь Хомутынника, под прикрытием Яценюка. Яценюк, конечно, ответил Саакашвили обвинив его во лжи. Но Саакашвили, по своему политическому весу не меньшая фигура, и даже более «зажигательная» ввиду своей национальности сразу парировал.
Ясно одно, что за влияние над Одессой надо договариваться. И уже процесс идет. Уже вмешался Юрий Луценко и анонсировал.
выравнивание тарифов, как будто раньше они об этом не знали. Марсиане сели на землю. Проблема, по его мнению, лежит в разности подходов: «революционный» – Саакашвили и «бюрократический» – Яценюк. Вот как на самом деле все у Луценко. Почему то он не скажет: что Саакашвили в борьбе за одесскую таможню споткнулся о «родную мафию», за которой выглядывают уши Коломойского, куратора и теперешнего союзника Хомутынника. Коломойского, который обладает огромным медиа ресурсом в Украине и достаточно сильными позициями в Раде.
Вопрос в том, насколько и когда включится ресурс Госдепа. Ведь в такой борьбе Коломойский рискует оказаться между старшим братцем Володей и дядей Сэмом, что очень не комфортно. Мало того, такая диспозиция выгодна Порошенко, который сейчас может воспользоваться этой конфликтной ситуацией, заработать политические балы миротворца и борца с коррупцией, став над схваткой Саакашвили и Яценюка и уменьшая влияние Коломойского.
А где народ?
Наблюдая за этим цирком, сразу вспоминается снятие Белоуса и Макаренко из-за разыгранного скандала с перепиской на айфонах в Раде между Хомутынником и Палицей. Убрали фактически на голом месте. Теперь, сегодня, за таможню столкнулись фактически первые лица в государстве, а глава ФСУ Украины Насиров фактически лишил всех полномочий и съел руководителя таможни Ликарчука. И если Насирова и «родную мафию» можно обвинять в коррупции, то Ликарчука можно обвинять в длительном бездействии, потому как он только начал обличать ситуацию на таможне, лишь когда под ним «загорелась земля». Похожая ситуация как с Наливайченко в СБУ, когда Наливайченко начал заявлять о коррупции, когда его уже сняли. Вообще, это наша украинская тенденция: «пока сижу — молчу, когда сняли — начинаю поднимать проблему».
В этом конфликте оказались измазаны все. Видать, очень высоки ставки. И эти ставки уходят в Вашингтон, Брюссель и Москву. Точно такая же драма только сейчас начинает разыгрываться и с «Укрзалиныцей», это немножко другая, но очень похожая история. А где народ?
На самом деле народу, как и бизнесу не важно, кто занимает должность. А важны правила игры, правила игры без коррупции, равные правила игры. Хотя некоторые бизнесмены и считают, что они самые хитрые, и зарабатывают на коррупции, и ее должностных преференциях огромные деньги, но при смене должностей они теряют и попадают на не меньшие деньги. Такое себе переливание «из пустого в порожнее» с надеждой на положительную маржу. Потом они бегут из страны, а там за бугром их раздевают уже местные элиты.
Важно понять, что главное зло в Украине это коррупция. А то, что сейчас происходит на таможне это результат, индикатор существующей коррупции в Украине. Я уже писал, как существенно уменьшить коррупцию на таможне.
Но этого мало. Коррупция исходит с самого верха и таможня лишь огромный ее пласт. Коррупция затрагивает абсолютно все стороны жизни населения, поэтому требует системного, общегосударственного подхода, о чем я тоже писал, и реальной политической воли первых лиц страны. Чего мы сейчас никак не наблюдаем. Есть имитация реформ и не более.
То, что происходит на таможне, фактически демонстрирует следующее: коррупцию почти невозможно уменьшить в отдельно взятом регионе, как пытается сделать Саакашвили. То, что коррупция не может сделать в одном регионе — она делает в другом. И главное, что коррупция произрастает из Киева и требует принятия реальных законных инструментов борьбы с ней. Коррупцию не могут уменьшить просто «честные люди». Для уменьшения коррупции нужны правовые инструменты. А за последние послемайданные годы не было создано ни одного реального мощного инструмента по ее уменьшению. Не было внесено изменений ни в КПК, ни в КК Украины. Создание дополнительных органов по борьбе с коррупцией это не решение, а миф, имитация, только потому, что они не имеют правовых инструментов, и сами по себе являются дополнительной производной коррупционной составляющей. Какой смысл от новых должностей, если правовые механизмы все старые?
Исходя из вышесказанного, народу Украины, ничего хорошего от возни вокруг таможни ожидать не стоит. Кто бы ни воспользовался ситуацией с дерибаном должностей на таможне, суть ее работы останется пока та же, даже если тарифы станут немного «ровнее».
Изображение: dni.ru