Тот, кто контролирует денежную эмиссию, руководит распределением и направлением потока богатства. В действительности же, «денежная война» с виду является «валютной» и «торговой», за которыми, на самом деле, стоят финансовая война и борьба за богатство. В этот раз США направили острие меча на Китай и развязали «денежную войну» с целью стимулирования глобального перераспределения богатства.
На протяжении уже длительного времени США своевольно проводят «экономический эгоизм». Нецелесообразный выпуск бумажных денег и большое количество государственных долгов стали двумя мощными движущими силами экономического роста США. В 2009 году совокупный объем долгов американского правительства достиг 12 трлн. долл. США, что составило 82,5% от ВВП. В связи с этим, ФРС начала претворять в жизнь количественное ослабление кредитно-денежной политики в целях расширения отчета о доходах и балансовой ведомости для того, чтобы превратить бюджетный дефицит в денежную форму. В результате этого США надеются покрыть долги. В этом смысле Соединенные Штаты не боятся инфляции, вероятнее всего, что США станут страной, которая больше всех получит выгоду от начавшейся «денежной войны».
А кто больше всех пострадает в игре с нулевой суммой, так это развивающиеся страны в лице КНР. На данный момент зафиксировано, что новые экономики развиваются быстрее традиционных. В глобальном перераспределении богатства развивающиеся государства привлекают большую часть капиталов.
В настоящее время темпы и объем притока международных капиталов в основные 20 новых экономик мира превышают показатели докризисного периода. Согласно статистическим данным, практические процентные ставки 2/3 стран среди вышеуказанных 20 государств ниже нуля, поэтому наблюдается большое давление в плане повышения общего ценового уровня.
Кроме этого, количественное ослабление американской денежно-кредитной политики приводит к ухудшению ситуации с международными платежами и валютными резервами вышеуказанных стран.
На фоне этого, очевидно, что повышением курса юаня можно «убить нескольких зайцев одним камнем»: увеличить экспорт для регулирования способа экономического роста и восстановления национального хозяйства при слабом внутреннем спросе, в то же время, можно покрыть долги с использованием ревальвации юаня, еще важнее то, что обесценивание американского доллара будет способствовать перемещению богатства между Китаем и США.
Кроме этого, Соединенные Штаты также намерены раздуть китайский экономический пузырь путем повышения курса национальной валюты КНР, а затем давления на нее. На самом деле, с увеличением номинальной покупательской способности юаня есть возможность снижения ее по отношению к фондовым активам и притоку горячих денег. Данный процесс будет способствовать наращиванию инфляционного давления в Китае, особенно в плане цен на активы.
В связи с этим, необходимо быть на чеку, поскольку если денежно-кредитная политика Китая будет находиться в распоряжении США, то итог невозможно даже себе представить: при повышении курса юаня привлекательность активов ускорит приток денежных капиталов, в результате цены на активы поднимутся. В настоящее время США проводят количественное ослабление денежно-кредитной политики, Китай постепенно теряет самостоятельность в данной сфере, если поддерживать низкий уровень курса национальной валюты, в долгосрочной перспективе это приведет к формированию экономического пузыря, подобного тому, который был в Японии после подписания «Плазовского соглашения».
«Денежная война» и «борьба за богатство» бурно развиваются. Каким образом можно учесть интересы в целом и на местах? Китайский юань вовлечен в глобальную денежную и валютную войны. Экономика КНР ходит по туго натянутому канату балансирования между внутренней и внешней обстановками. Необходимо разработать целый пакет мер, ориентированных на долгосрочную перспективу. -о-
Автор: Чжан Монань, младший научный сотрудник отдела прогнозирования Государственного информационного центра Китая