В ночь с 9 на 10 августа украинская армия вместе с добровольческими батальонами отбили очередную атаку российско-террористической группировки в районе Старогнатовки Волновахского района. В ходе контратаки, ВСУ и добровольцам “Правого Сектора” удалось зачистить, а затем на некоторое время занять село Новоласпа, которое до начала военных действий насчитывал всего порядка 400 жителей. После локальных боев в связи с контрударом и работой артиллерии террористов данный поселок пришлось оставить. В ходе боев всего за несколько часов ВСУ и добровольцы потеряли 11 бойцов “двухсотыми” и порядка 20 раненными. Несмотря на то, что атаку террористов удалось отбить, стратегического успеха операция так и не принесла, при этом, украинская армия и добровольцы понесли потери в живой силе и технике. Урон среди террористов составил несколько десятков человек убитыми.
Почти каждый день в СНБО и Генеральном Штабе заявляют о регулярных обстрелах со стороны боевиков, в том числе, из тяжелого вооружения, включая 120-мм гаубицы, “Грады”, “Ураганы” и другого крупного вооружения российского производства. Кроме того, “военторг” РФ продолжает пребывать на Донбасс через никем не контролируемую границу. По данным украинской и американской разведки сегодня на оккупированной территории сосредоточено порядка 500 танков российского производства и более 60 тысяч живой силы, среди которых местные сепаратисты, российские наемники, а также регулярная армия РФ. Такая группировка вполне может быть сопоставима с вооруженными силами некоторых стран-членов НАТО.
В данной публикации хотелось бы отойти от сухих цифр и регулярных сводок с фронтов. Ведь не секрет, что в глобальном мире даже локальный конфликт, способен оказать существенное влияние не только на весь регион, но и далеко за его пределами. В данном контексте стоит остановиться на нескольких ключевых регионах, на которых напрямую отображаются события на Донбассе. География расширяется от Каспийского моря до Атлантики.
На сегодняшний день вполне очевидно, что Украина выполняет роль “приманки” для Запада, с помощью которой Штаты всячески пытаются поймать РФ и ведут охоту лично за головой Путина. Дестабилизация на Донбассе открыла окно возможностей для ряда других стран, которые, так или иначе, используют ослабленный санкциями Кремль. В первую очередь это касается Китая, который давно засматривается на российские природные ресурсы, осуществляет “гибридное” освоение Дальнего Востока и параллельно выторговывает у Кремля приемлемые для себя цены на российские импортные товары, максимально наводняет российские рынки дешевыми китайскими товарами и т.д. Подробно о том, как Поднебесная технично и без лишней пыли отжимает Дальний Восток можно прочесть в нашумевшей публикации в “Новой газете”.
Средняя Азия и Иран. Вторым игроком является Иран, который также имеет свои “бонусы” от ослабления РФ. После возможного снятия Западом санкций (т.н. переговоры в формате P5+1) Тегеран вполне может рассчитывать на роль гегемона на Ближнем Востоке, параллельно составить достойную конкуренцию Китаю в Средней Азии. Согласно свежим данным от американских научных центров “think—tanks”, снятие санкций позволит Тегерану моментально разморозить собственные банковские активы стоимостью порядка $ 100 млрд. Кроме того, уже сейчас Иран наводнили потенциальные инвесторы из Европы, для которых неосвоенные из-за санкций иранские рынки являются очень привлекательными.
Пользуясь своим положением, иранский режим вполне может уже через пару лет наладить поставки природного газа в страны Европы, тем самым обрушив прибыли “Газпрому”. Плюс ко всему, здесь стоит отметить повышенную заинтересованность Китая инвестировать в разработку природных ресурсов Ирана. Кроме того, Пекин крайне заинтересован в строительстве газопроводов “Иран-Пакистан” (ИП), а также Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), который является конкурентом ИП. Вместе с тем, из-за сложности маршрута через неспокойный Афганистан, ТАПИ может быть отложен на неопределенное будущее. Более того, стоимость данной магистрали в три раза превышает аналог ИП и составляет порядка $ 10 млрд. Так или иначе, Пекин крайне заинтересован в строительстве данного трубопровода, поскольку в дальнейшем запланировано протянуть его “плечо” далее из Индии в Китай. Естественно, это существенно понизит спрос Поднебесной на и без того дешевые энергоресурсы РФ.
Снятие санкций, сближение с Китаем, вооружение Тегерана российским военпромом существенно укрепит Тегеран, и позволит ему еще больше доминировать в регионе в военном плане. Параллельно продолжать поиски инвесторов на разведку своих природных ресурсов, строительства магистралей и прочих вливаний в экономику страны.
В то же время сближение Китая с Ираном может значительно обрушить планы России в регионе. Напомню, что Тегеран до сих пор “держит зуб” на Москву из-за того, что на протяжении долгого периода санкций, Кремль делал все возможное, чтобы закупать сырье и другую продукцию у Ирана по весьма заниженным ценам. Как недавно выразился высокопоставленный иранский дипломат “пришло время, когда мы будем играть русских”. Кроме того, Иран часто жаловался на Россию еще по ряду причин. Например, ограничение Тегерана от доступа к нефти в Каспийском море (сегодня есть доступ к около 10 % от всех ресурсов на шельфе) либо блокирование Россией и Казахстаном вступления Ирана в ШОС (Шанхайская Организация сотрудничества). Обоснованные претензии имеются и по ряду других вопросов.
В случае, если Конгресс таки поддержит снятие санкций с Ирана в сентябре, тогда перед Тегераном открываются невиданные перспективы: начиная от европейских рынков и “легального” сближения с Китаем, заканчивая наращиванием собственной военной мощи за счет дешевого военпрома из РФ (сегодня Кремлю по зарез нужна валюта на фоне падения цен на нефть, курса рубля и оттока инвестиций из страны), что дает перспективы Ирану для влияния во всем регионе. Не исключен некий неформальный союз с Китаем с целью взаимной интеграции и усиления союза против США.
Таким образом, у России появляется серьезный конкурент, и, несмотря на отсутствие угрозы прямого конфликта, уже в скором будущем Тегеран может постепенно вбить клин в отношениях между РФ и Китаем, наладить поставки ресурсов в Европу в обход “Газпрому”, демпинговать на газовом рынке, расправиться с боевиками ИГИЛ без участия России. Тем самым доказать собственную значимость на Ближнем Востоке. Подобные маневры Тегерана способны перевести Кремль из мировых игроков в категорию «regional power” или “региональной силы” как однажды выразился Обама.
Естественно, все эти факторы принимались в расчет США во время переговоров по безъядерной программы Ирана. Выйдя на “тонкий лед” по “сделке века” Белый Дом будет делать все возможное, чтобы предотвратить военную эскалацию конфликта в Европе.
Западные Игроки. Начиная с 1991 года Штаты рассматривали РФ как своего стратегического партнера и никоим образом не предусматривали прямого столкновения войск НАТО с Россией. Почти за 25 лет количество американского контингента в Европе сократилось почти на 70 %. В своей недавней публикации на сайте Белого Дома старший ассистент Президента США Селеста Валландер подчеркнула, что для Кремля до сих пор остается “окно возможностей”, которое еще никто перед Россией не закрывал. “На протяжении 25 лет со времен падения “Берлинской стены” США предпринимали все возможное, чтобы установить дружеские отношения с РФ, делая Россию сильным государством … У нас было понимание того, что защищенная Россия будет означать стабильность во всем Евразийском регионе. Ситуация изменилась с тех пор, как РФ аннексировала треть территории Грузии в 2008 году, а также своим агрессивным поведением в Крыму и на Донбассе…” далее по тексту.
"Велика угода": Трамп зустрінеться з Путіним, у США розкрили цілі
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
Пенсіонери отримають доплати: кому автоматично нарахують надбавки
"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні
Действительно, последней каплей и весьма резким охлаждением сотрудничества со стороны США стала аннексия Крыма “зелеными человечками” в феврале 2014 года. К слову, о том, что военная операция Кремля была “спонтанной” в Вашингтоне мало кто верит. Лишнее тому доказательство – оперативное перебрасывание российских военнослужащих по заранее заготовленным маршрутам, точечное блокирование дорог, а также военных частей подразделений ВСУ.
С тех пор, Запад начал против Кремля “принуждение к миру” на экономическом и политическом фронтах. Начиная от серии болезненных санкций, и заканчивая перебрасыванием контингента американских военных в страны ЕС. Начиная от сплочения Союзников внутри Евросоюза и заканчивая предоставлением Украине нелетальной поддержки в виде разведывательных дронов, военного транспорта, мобильных госпиталей и американских инструкторов для обучения ВСУ и сил Национальной гвардии.
Параллельно с тем, за последний год наблюдается рекордное падение стоимости на энергоресурсы на мировых рынках. Стоимость нефти марки “Brent” в течении года обрушилась почти в два раза и сегодня составляет менее $ 46 за баррель. Выход на рынки ресурсов Ирана не только способен еще более ослабить экономику РФ, но также и существенно укрепить сам Тегеран.
Вместе с тем, экономическая удавка Запада продолжила сжиматься. Недавние санкции США были приняты в ответ на ветирование представителем РФ в Совбезе ООН вопроса о трибунале против виновных по сбитому Боингу в небе над Донбассом. Уже на следующий день на РФ обрушились отдельные секторальные санкции, которые на этот раз коснулись американских компаний, работающих в России, в частности Exxon Mobil, а также Shell. В результате санкций, помянутые компании не смогут полноценно осуществлять разведку и добычу природных ресурсов и газа на Дальнем Востоке без специального оборудование, которое и попало под санкции. В частности, под угрозу попадают проекты по газодобыче “Сахалин-1” и “Сахалин-2”. Инвестиции в последний уже составили порядка $ 20 млрд. На фоне мировых падений цен на энергоресурсы, проекты по разведыванию и дальнейшей добычи газа могут оказаться и вовсе убыточными как для “Газпрома”, так и международных партнеров компании.
Другой неприятной новостью для Кремля является факт, что никакие альтернативные трубопроводы в обход Украине также в ближайшее время не заработают. Это касается сразу нескольких амбициозных проектов, на которых ранее ставил Кремль. В первую очередь, “Турецкого” и “Южного потоков” (строительство последнего было отменено). На вторую ветку “Северного потока”, согласно оценкам экспертов, уйдет не менее 3-4 лет, но на него также еще нужно получить согласование от участников в самом ЕС. Плюс ко всему данные проекты являются весьма многозатратными и основная доля финансирования магистралей припадает на российский бюджет. Хватит ли у Кремля времени и средств ?
Параллельно США подталкивают Европу проводить разведку альтернативных источников энергетики (например, сланцевого газа, солнечной энергии и проч.). В перспективе 4-5 лет США намерены поставлять свой собственный газ в Европу с использованием LNG-терминалов (их конструкция активно проводится на данном этапе). Упомянутое снятие санкций с Ирана постепенно приведет к возможности Тегерана продавать собственные энергоресурсы Европе. Правда, для полноценного налаживания добычи газа и выхода на европейский рынок Тегерану потребуется еще около $ 180 млрд. инвестиций, но вполне уверен, что эту сумму удастся добыть, в том числе, благодаря вложениям того же Китая или стран ЕС в иранскую промышленность и газодобычу.
Таким образом, за счет конфликта на Донбассе США одновременно решают сразу несколько задач:
Первая – ослабление РФ как страны агрессора, руководство которой впервые со времен Второй мировой войны применило военную силу в Европе.
Вторая – за счет выхода Ирана из под санкций, Штаты ослабляют ось Китай-Иран-Россия, не дают развиться полноценному союзу, который вполне может обрести политический и военный характеры. В гонке за ресурсами и их транспортировкой три государства будут постоянно конкурировать за влияние в регионе, таким образом прийти к консенсусу будет весьма сложно. И наконец, третья – это укрепление союзников США в Европе за счет военного усиления восточных границ НАТО, а также давление на его членов с целью увеличения расходов на военные нужды Альянса с 2 % до минимум 5 % ВВП.
Какие интересы преследует Украина?
В данной геополитической игре удел Украины — это оставаться на прежде занимаемых позициях, соблюдать Минские договоренности, которые изначально были нарушены Кремлем. Также время от времени, отправлять своих солдат на штурм очередной Новоласпы, где армия будет нести неоправданные потери.
Плюс ко всему грядущие поправки к Конституции и вовсе предполагают легализовать оккупированные территории вместе с их оккупантами. Таким образом, РФ толкает Запад на признание конфликта в Украине сугубо внутренним делом страны.
Текущая обстановка “ни войны, ни мира” с последующим возможным финансированием Киевом оккупированных территорий не сулит ничего хорошего для Украины.
Во-первых, подобные пассажи в сторону сепаратистов значительно подрывают доверие к власти, что в дальнейшем вполне может спровоцировать общественные волнения вплоть до самых радикальных сценариев.
Во-вторых, несмотря на относительное перемирие, каждый день украинская армия продолжает нести потери в живой силе и технике, также много раненных и погибших среди мирного населения Донбасса, которые являются такими же гражданами Украины. И наконец, в-третьих, вынося на себе все тяготы и лишения связанные с войной, Украина не получает никаких особых “бонусов” на международном уровне, кроме незначительной финансовой поддержки, которой хватает лишь на частичное погашение внешних долгов, военные затраты, а также выполнения социальных обязательств. И даже в такой ситуации далеко не все средства доходят до украинского населения.
Вместо того, чтобы максимально сосредоточиться на развитии внутреннего потенциала, улучшение экономики, борьбе с коррупцией и евроинтеграции, Украина продолжает нести человеческие и финансовые убытки от бессмысленной войны, у которой нет стратегии, конечной цели, а главное — критериев Победы!
Сегодня уже ни для кого не секрет, что российский “военторг” готов снабжать сепаратистов и регулярную армию РФ на Донбассе столько, сколько будет нужно. И официальные статистики потерь украинских военных и мирного населения нужно умножать в пять-десять раз, чтобы понимать реальные масштабы военных действий. Доколе?
Как долго и как дорого страна готова платить за позиционные бои, которые не приводят к какому-либо ощутимому результату? Как определить победу в войне: освобождение всех оккупированных территорий, включая Крым, удержание позиций либо очередное освобожденное село Новоласпа? Насколько у ВСУ хватит запаса советских образцов вооружения и боеприпасов к ним, которые также имеют свойства заканчиваться, насколько еще необходимо повышать затраты военного бюджета и во что это выльется украинской экономике ?
Играя на руку сильным международным фигурам, вместе с тем Украина забывает о своем собственном национальном интересе, продолжая бессмысленное бодание с неисчерпаемым сепаратизмом на Донбассе.
Сегодня пришло время для власти определить КОНЕЧНУЮ цель в этой войне и цену, которую страна готова платить. В противном случае вся АТО, волны мобилизаций и тысячи искалеченных жизней превращаются в обычный фарс под видом патриотизма и борьбы “за нашу землю”. В такой ситуации вполне конструктивным является предложение Леонида Кравчука, когда он высказался: “неподконтрольную Киеву часть Донбасса нужно временно отрезать” при этом, “дать боевикам, которыми управляет Кремль, поуправлять “своей” территорией” до тех пор, пока не будет к.о.н.к.р.е.т.н.о.г.о. плана и сил для ее освобождения.
Таким образом, украинской власти необходимо научиться мыслить в геополитических масштабах и перестать тупо реагировать на обстоятельства. Вместо этого создавать, реализовывать и предлагать Западным партнерам свою собственную стратегию выхода из кризиса, а не ждать пока эту стратегию в виде очередного “Минска” вместе с «особыми статусами” предложат Киеву на “тарелочке с голубой каемочкой”.
При этом, постепенно нужно отходить от Нормандского формата, максимально привлекая к переговорам США и Великобританию, как основных гарантов по “Будапештскому меморандуму”. По сути, сегодня это ключевые два государства, которые способны нанести Кремлю ощутимый урон и поставить Путина на место. Германия и уж тем более Франция на это не способны.
Украина должна стать частью решения проблемы, а не проблемой самой по себе.
Разрабатывая подобную Стратегию, необходимо ставить во главу угла национальные интересы страны. И если нужно временно, по словам Кравчука, “отрезать” бесперспективные территории, которые кишат российскими наемниками и тысячами сепаратистов, то почему бы этого не сделать в угоду внутреннего развития, борьбы с коррупцией и общего движения страны в направлении ЕС? Война в Украине укрепляет всех игроков, кроме самой Украины. Неужели очередная Новоласпа компенсирует стране такие убытки? Или в конце концов, если ситуацию не способны разрулить политики, пускай последнее слово скажет История!