ян бжезинский
ян бжезинский

Ян Бжезинский, сын известного американского публициста, политолога и советника по вопросам нацбезопасности США Збигнева Бжезинского. В 1993-1994 годах Ян проработал в Украине на должности советника правительства, а затем ассистента СНБО. С 2001 по 2005 годы Бжезинский младший был заместителем Госсекретаря по вопросам НАТО и ЕС в Администрации президента Джорджа Буша младшего.

В отличии от своего отца, Бжезинский выступает за более решительные действия Белого Дома в отношении России. Не так давно во время слушаний в Комитете по вооружению Сената США эксперт заявил, что страны НАТО должны максимально активизироваться в военном плане, а членам Альянса стоит немедленно увеличить расходы на оборону. Кроме того, США должны предоставить Украине максимальное количество как военной, так и нелетальной помощи с целью защитить страну от дальнейшей эскалации на Донбассе.

Бжезинский прогнозирует, что в ближайшие шесть месяцев или год, Украина может лишиться еще большей части своей территории. В результате, ухудшения ситуации на фронте приведет еще к еще большему обострению между Западом и РФ.

Сегодня Ян Бжезинский является научным сотрудником в Brent Scowcroft Center, как отдельного департамента в Atlantic Council. О прогнозах он рассказал в своем эксклюзивном интервью для Center for Eastern European Perspectives.

Какие Ваши прогнозы по поводу ситуации в зоне АТО и чего стоит ожидать от Кремля?  

Учитывая постоянное накопление различных видов вооружения и стягивания войск РФ, включая тяжелую технику и ПВО, для меня это означает две вещи.

Во-первых, Кремль намерен и в дальнейшем пробираться вглубь украинской территории, параллельно закрепляясь на уже занятых рубежах.

Во-вторых, сегодня регулярной армией РФ и сепаратистами создается ударный “кулак” с целью дальнейшего наступления.  Сложно предсказать, когда именно Путин решит нанести удар. Но я думаю, что столь многочисленная группировка наращивается с конкретной целью эскалации конфликта.

Скорее всего, в Кремле выжидают подходящий момент, в том числе в геополитическом плане, чтобы продвинуться дальше вглубь территории Украины. Но пока точной даты наступления мы не можем знать. Очень примечательной была атака на Мариуполь в разгар выборов в Греции (выборы в парламент Греции, на которых победу одержали “левые” силы партии СИРИЗА   состоялись 25 января. Атака на Мариуполь, со стороны российско-террористических сил состоялась накануне 24 января- ред.). Таким образом, Путин выжидает благоприятной ситуации, когда в ЕС будут менее склонны к введению санкций против России.

Следующим удобным случаем для  Путина вполне может стать финальная стадия переговоров вокруг безъядерной программы Ирана, которые запланированы на 30 июня (переговоры в формате P5+1, в которых также участвует РФ. В случае успешных переговоров, Иран должен отказаться от обогащения урана в обмен на снятие санкций со стороны ряда стран – ред.).  Именно в этот период Западу нужно монолитное единство в отношении договора с Ираном. Поскольку Россия выступает полноправным членом переговоров, в Кремле могут воспользоваться этим моментом и совершить дальнейшую эскалацию в Украине. Естественно, в такой сложный момент США и ЕС будут менее склонны к введению дополнительных мер в ответ против Кремля.

Какие меры сегодня со стороны Запада способны предотвратить агрессию России?

Во-первых, Запад должен внедрить очередную серию санкций, таким образом нанести удар по российской экономике, отрезая ее от энергетического и финансового секторов в международных отношениях.

Популярні новини зараз

МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні

40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні

Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід

Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України

Показати ще

Во-вторых, в НАТО должны существенно укрепить свои восточные рубежи.  А именно разместить в странах Балтии, Польше и Румынии вооруженные силы на уровне полноценной бригады (главное тактическое формирование НАТО численностью личного состава от 3 200 до 5 500 военных и персонала – ред).   Кроме того, предоставить полномочия военному командованию Альянса на свое усмотрение отправлять военные силы в ответ на провокации со стороны России.

В-третьих, увеличить обороноспособность Украины.  США должны предоставить Украине системы ПВО, ручные гранатометы и другие средства защиты. Поставить средства для разведки и наблюдения. Кроме того, регулярно проводить совместные военные учения на территории Украины.

Также не стоит забывать о другом важном аспекте. За последние два года Россия провела шесть масштабных военных учений, в которых приняли участие от 65 000 до 160 000 военнослужащих.  Ответные учения со стороны НАТО поднимают вопрос о способности мобилизовать сопоставимые силы.

Как вы оцениваете соглашения “Минск-2”, а также  можете ли вы сравнить данный документ с первым минским соглашением?

Хотелось бы  подчеркнуть несколько моментов по поводу договоренностей.

Первое – это нечестные соглашения, что де-факто означает сдачу части украинской территории в пользу России. И вообще данный договор был подписан в значительной мере под давлением Кремля.

Второе – изначально соглашения были нарушены Россией, поскольку военный персонал, техника и прочее вооружение продолжают пересекать границы Украины.

В целом это было сугубо политическое давление на Украину, в котором участвовали страны Запада. Параллельно практически Украина остается безоружной и пока США никак не исправил ситуацию.

Почему Вы считаете, Украине до сих пор не предоставили летальной поддержки? Это позиция сугубо Администрации Обамы или имеются еще и другие причины?

Да, в первую очередь естественно это политика Белого Дома, поскольку в Администрации решают: отправлять оружие в Украину либо нет? По моему убеждению, сегодняшняя политика Белого Дома это политика инкрементализма (Модель процесса принятия решения в правящей структуре, исходящая из того, что решения обычно плохо согласуются с реальной ситуацией. Разработанная Чарлзом Линдбломм и опубликованная в статье «Наука доводить дело до конца» – редакция). В результате, решения принимаются не с точки зрения стратегических соображений, а скорее в зависимости от сложившейся ситуации. Таким образом, это не останавливает РФ от дальнейших провокаций не только в Украине, но и на границах стран НАТО.

По моему убеждению Запад должен изменить политику и действовать более решительно.

Ваш отец Збигнев Бжезинский в своем недавнем выступлении заявил, что Россия не готова к открытой конфронтации с НАТО, как минимум, на протяжении ближайших пяти лет ? Какое ваше мнение?

По сути, конфронтация между РФ и НАТО уже происходит. Это проявляется через эскалацию в Украине, как партнера Альянса, нарушение Россией международных договоров, провокаций на границах НАТО. Но по моему убеждению в Альянсе остаются пассивными и не отвечают адекватно на провокации Кремля. Кроме того, союзники Украины сделали очень мало для того, чтобы защитить Вашу страну от агрессии.

Такая пассивность позволяет Путину начертить новую “красную линию”, проведя ее из территории Донбасса ближе к границам НАТО. Что, естественно, невыгодно для Украины, поскольку фактически страна остается один на один с Россией.

Насчет президентских выборов -2016 в США. Кто из сегодняшний кандидатов будет наиболее благоприятным для Украины?

В первую очередь, зависит от того, будет ли это кандидат от демократов либо республиканцев. В любом случае, на сегодня я вижу, что любой из сегодняшних кандидатов понимает важность трансатлантического сотрудничества, поэтому он,  либо она будут уделять гораздо больше внимания Украине. Так или иначе, обе партии сегодня довольно активны и готовы к тому, чтобы дать более адекватный ответ российской агрессии.

Изображение: DELFI (K.Čachovskio nuotr.)