Обида на Запад, змеей ползущая по украинскому сегменту сети, вызывает в сознании образ древнего бритта, растеряно глядящего вослед уходящим железным когортам «Вечного города», покидающим Лондиниум по приказу Константина III.
«Как же так? Мы же тоже цивилизованные – декламируем Вергилия и обучены сложному искусству риторики» — досадливо шепчутся между собой ухоженные местные адвокаты и поэты. А из-за Стены Адриана уже выглядывают нахальные рожи пиктов и через пролив точат свои боевые топоры угрюмые саксы. Их (бриттов) можно понять – нормальное состояние для осколка империи, привыкшего к защите и внешнему управлению.
Украина тоже в некотором смысле осколок, но от фантазий о том, что Запад нам обязан, хочется плакать и смеяться. Почему-то, в наших головах намертво сплелось: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Запад нам поможет». Причем местоимение «Мы» каким-то образом выпадает из контекста и дежурная улыбка коммивояжёра воспринимается как клятва верности юного принца. Роза украинской революции, распустившаяся в холодном декабре тринадцатого года, углядела в «печеньках», принесенных госпожой Нуланд, то, чего там отродясь не бывало. И уже принята поза утомленной благодарности и расчищены места для полезных подарков.
Подарки есть, но хочется большего. Хочется чтобы как в кино: минорный звук трубы и в ворота осажденного города входят отряды западных эльфов, блестя серебряными латами. И стройный воин звонким голосом: «Мы когда-то сражались вместе. В память наших прошлых союзов…».
От, никогда не стоит путать партнеров и союзников. Первое предполагает наличие интереса, а второе наличие общих целей, что совсем не одно и то же. Спор двух граждан в придорожном кафе из-за последней порции лангета – не делает лангет потенциальным союзником одного из них. Ситуацию не меняет даже тот факт, что один из спорящих хорошо одет и вежливо разговаривает, а другой, поблескивая золотой фиксой, по-пацански сплевывает под ноги. Лангет не может быть союзником, поскольку он объект процесса, а субъекты это два спорящих гражданина и толстый повар, выглядывающий из-за прилавка.
Нам бы прервать цепочку реинкарнаций, превратившую Украину в объект. Нам бы новый цивилизационный проект. А где его взять? Если олигархическая элита делает деньги здесь, а живет там, в другом проекте, где безопасно и улицы моют специальным шампунем. А мы живем здесь, где каждые выборы как война, а война как субботник и каждые пять лет слушаем обещания политиков, как они реформируют и перестроят. И с каждым годом нам все хуже, а обещания все грандиознее. И кто-то в этой ситуации явный лох, и есть подозрение, что это не политики и не олигархи.
Изображение: crilleb50