Евросоюз ответил на кризис в Украине наложением санкций на Россию, но некоторые европейские националистические партии, смотря на усилия России в Крыму, видят борьбу за самоопределение, не слишком отличающуюся от той, что ведут они сами. Эти партии не обязательно про-российские, но они рассматривают хорошие отношения с Москвой как противовес Евросоюзу в то время как союз политически фрагментирован, а Россия становится все более самоуверенной.
Некоторые из этих партий также развивают связи друг с другом в преддверии майских выборов в Европарламент. Политические и идеологические различия ограничат их возможность составить цельный блок в парламенте, но их растущая популярность заставит мейнстримовые партии принять некоторые из их взглядов и пойти на ряд компромиссов на уровне ЕС.
Анализ
Ряд основных националистических партий Европы позитивно восприняли крымский референдум. В то время как Брюссель не признал легитимность голосования, представитель Датской Народной Партии заявил о том что решение Крыма войти в состав РФ должно быть встречено с уважением, и болгарская партия Атака призывала Софию признать результат референдума. В начале марта, лидер Национального Фрона Франции, Мари Ле Пен, выразила озабоченность неизбранным правительством Украины, которое она обвинила в нелигитимности и поддержке «экстремистов».
Подобное происходило задолго до событий в Крыму. В январе, лидер крайне правой Народной Партии «Наша Словакия» Мариан Котлеба отправил письмо бывшему президенту Украины Януковичу, призывая его не идти на поводу у протестующих. И даже задолго до этого, в мае прошлого года, лидер венгерской партии Йоббик Габор Вона посетил Москву и встретился с рядом официальных лиц.
В поисках баланса
Большинство из этих партий смотрят на близкие связи с Россией как противовес влиянию ЕС и Соединенных Штатов. Ключевой элемент программ большинства националистических партий стран Европы это критика Брюсселя. Кто-то призывает к замораживанию или обратному ходу процесса континентальной интеграции, другие вообще хотят полного запрета союза. Такие отношения с Москвой также служат противовесом влиянию США, желанный эффект для партий, считающих что их страны должны покинуть НАТО.
Так как ни одна из этих партий не находится при власти, их про-российские жесты не более чем риторика и не влияют на внешнюю политику стран. Впрочем, популярность националистических партий начала рости во время кризиса в Европе, и поэтому Россия заинтересована в развитии отношений с ними. Согласно венгерскими аналитикам из Политического Капитала, Москва осуществляет профессиональную и организационную поддержку для некоторых из таких партий, включая доступ к сетям связей и политическим экспертам. Цель Росси не только развить двухсторонние связи с партиями, но также улучшить коммуникацию между самими националистическими партиями.
Восход националистических партий Европы
Вопреки этим инициативам, националистические партии Европы в массе своей не являются про-российскими. На самом деле, ряд партий отклонили приглашения от неправительственных организаций, близких к Кремлю, отправить наблюдателей на референдум в Крым. Но в то время как кризис в Еврозоне ведет к углублению политической фрагментации и Россия ведет себя все более уверенно, националисты считают что их правительства должны не сжигать мосты и вести более сбалансированную внешнюю политику. Для некоторых партий, углубление экономических и политических связей с Россией — хотя и не полная ориентация на Россию — стратегическая необходимость в текущей ситуации.
До кризиса в Украине, некоторые партии также развивали отношения с украинскими крайними правыми. В марте 2013, член украинской партии Свобода принимал участие в конференции, организованной правой Партией Шведов в Стокгольме, где выступал член немецкой Национал Демократической Партии. Свобода и НДП в мае 2013 провели встречу в Германии, на котор
После возникновение кризиса между Россией и Украиной, впрочем, многие националистические группы вынуждены были пойти на попятую. Например, в НДП произошел внутренний раскол, поскольку поддержка России означает подрыв отношений с украинскими националистами. Партия не комментировала действия России в Крыму, а ее баварское отделение раскритиковало введение Западом санкций против России. В своейпредвыборной программе, НДП поддерживает Владимира Путина за противостояние мультикультурности и призывает к углублению экономических связей с Москвой.
Большие националистические партии, такие как французский Национальный Фронт, также ограничили свои отношение со Свободой в последнее время, в попытках очистить свой имидж и стать приемлемыми для более широкой избирательной базы. Украинские националисты на данный момент могут рассчитывать на международную кооперацию с меньшими более эстремистскими партиями.
ПриватБанк попередив клієнтів: все розпочнеться 18 листопада
Українцям роз'яснили, хто може перевіряти військово-облікові документи та що загрожує за відмову від повістки
Від 32 гривень за літр: АЗС Київщини показали свіжі ціни на бензин, дизель та автогаз
"Нікому не потрібні": Попенко порівняв сонячні батареї з лічильниками тепла та зарядними станціями
Движение в мейнстрим
Тем временем, националистические партии Европы все глубже взаимодействуют друг с другом. В последние месяцы Национальный фронт и голландская Партия Свободы договорились о совместных действиях после выборов в Европарламент. Партии поменьше, такие как итальянская Северная Лига, бельгийская партия Фламандский Интерес и Шведские Демократы, вполне могут присоединиться к этому союзу.
Поскольку большинство этих партий должны хорошо выступить на выборах, они смогут сформировать относительно большую группу в Европарламенте, хотя и достаточно неоднородную. Большинство из них относятся негативно к Евросоюзу, но на этом точки соприкосновения заканчиваются. Некоторые даже считают что совместные с иностранными партиями кампании повредят их имиджу внутри страны. Какие то из партий евроскептиков, как например британская Партия Независимости, уже заявили что не будут входит в коалиции с националистами. Наконец, ряд партий, вроде венгерской Йоббик и греческого Золотого Заката, рассматриваются как слишком экстремистские и будут исключены из всяких коалиций.
Как результат, националисты будут иметь ощутимое представительство в парламенте, но не будут обладать достаточной силой для навязывания контроля. С другой стороны, право и лево центристские группы будут вынуждены формировать альянс, чтобы не дать евроскептикам возможность блокировать те или иные решения. Это может усложить и без того сложный процесс принятия решений на уровне ЕС.
Растущая популярность националистов будет иметь последствия и на уровне отдельных стран. Учитывая растущую популярность евроскептицизма, умеренные партии будут вынуждены принять на вооружение ряд идей из повестки националистов. Увеличившееся в последнее время количество критики ЕС из Лондона имеет своей причиной рост популярности Партии Независимости в опросах. Также, анти-иммиграционные настроения во французском правительстве являются в основном ответом на рост рейтинга Национального Фронта.
Впрочем, партии националистов практически не влияют на политику правительств в отношении к России. Торговые, энергетические и политические препоны все еще довлеют над развитием связей стран ЕС и России. Впрочем, до украинского кризиса ряд стран Центральной Европы готов был пересмотреть свое стратегическое положение на континенте. В разной степени, такие страны как Венгрия, Румыния, Болгария и Словакия серьезно рассматривали выгоды более тесных экономических и политических связей с Россией.
Более близкие отношения с Россией не означают отход от ЕС и НАТО, но меняющаяся геополитическая ситуация снимает табу на связи с Россией для бывших стран соцлагеря. События в Украине скорее всего остудят отношения с Москвой в краткосрочной перспективе, но растущая конкуренция между Россией и Западом за Центральную Европу определит события ближайших лет. Европейские националистические партии сыграют свою роль в этой конкуренции.
Источник: Stratfor, перевод «Хвилі»