12 апреля 2003 года в Венгрии был проведен референдум. Власть заручалась поддержкой населения для вступления в ЕС. На плебисцит пришло всего 46 % избирателей. Из них 83, 8 % высказались за вступление. Фактически – менее 40% от взрослого населения страны. Смутил этот факт евроинтеграторов? Нисколько. Мнение меньшинства предопределило будущий крах республики в «объятиях» Евросоюза. Не прошло и десяти лет, как на повестку дня Венгрии различные политические силы стали выносить вопрос о новом референдуме. По выходу из ЕС. Причина – реальность оказалась фантастически далекой от иллюзий, которыми тешили политики венгров перед плебисцитом-2003.
Миф первый. Благоденствие.
На сегодняшний день в республике 11 % безработных. Среди молодежи – 28%. Причем, в восточной части страны эти показатели существенно выше. Без работы там каждый пятый. В возрасте до 24-х лет таковых около 40 %. В начале века, до вступления в Евросоюз уровень безработицы, в среднем, был вдвое ниже. Еще нюанс. Число и процент безработных в Венгрии принято считать от числа активного населения. Другими словами, от числа тех, кто ищет работу. И не найдя, идет на биржу труда. Так вот активного населения в республике – 55 %. Остальные попросту утратили интерес к поиску работы. Ведь в среднем он занимает полтора-два года. Безуспешных попыток хождения. Так что реальных безработных существенно больше, чем утверждает политкорректная статистика. В разы…
При этом власть, дабы понизить дефицит госбюджета, вдвое сократила сроки получения пособия по безработице. С 6-ти месяцев до 3-х. Это было одним из обещаний венгерского правительства МВФ для получения кредитов.
Чтобы оправдать и эти траты – ввела обязательные общественные работы. Для тех, кто на пособии. Рытье канав, уборка улиц и пр. Не согласен – лишаешься пособия.
Средняя зарплата в Венгрии – 400 евро. При европейских ценах. По которым уже более миллиона венгров не способны вовремя платить за электричество и коммунальные услуги. Не говоря о еде и одежде. Трудно было бы представить в социалистической Венгрии тысячные очереди за бесплатной похлебкой. Теперь это – обыденность.
Из десяти миллионов общего населения, четыре — за чертой бедности.
Миф второй. Иностранные инвестиции.
На момент крушения соцлагеря около двух тысяч крупных предприятий были в собственности государства. Они были фундаментом социальной стабильности страны. Теперь их менее 100. Остальные ушли с молотка. Иностранцам. Казна от приватизации получила 11 млрд. долларов, которые благополучно и быстро проела. Теперь сидит на кредитах, наращивая национальный долг. Последний сегодня достиг 80% от ВВП.
В Венгрии 30 тысяч иностранных предприятий. Все они имеют десятилетний режим налоговых льгот. Ровно столько они обычно и существуют. Заработанное вывозят домой.
После вступления в ЕС в стране было зарегистрировано более миллиона малых предприятий. Венгры рассчитывали на массовый приход западных инвесторов. Надежды не оправдались. Среднее число сотрудников предприятий – один-два человека. Статус – убыточные. Или – неработающие.
В 2004, в год вступления Венгрии в ЕС, была закрыта крупнейшая в автобусостроительная компания Европы Ikarusbus. В год она производила до 14 тысяч автобусов. Два года завод стоял, пока не был куплен за бесценок. Теперь количество выпускаемых автобусов в год исчисляется поштучно.
Миф третий. Накормим Европу.
"Путін у розпачі": у Польщі відреагували на удар по Україні міжконтинентальною ракетою
Ліквідовано офіцерів, генерал РФ і сотні солдатів КНДР: наслідки удару Storm Shadow по Курській області
Vodafone виявився не готовим до відключень світла: знайдено "слабкі місця" оператора
США оприлюднили секретні дані про вбивства Путіна
По расчетам местных аграриев, Венгрия могла бы накормить 30 млн. человек качественной продукцией. Так оно и было до конца 80-х годов прошлого столетия. Однако, с тех благословенных пор, ситуация кардинально изменилась. С момента вступления в ЕС сельхозпроизводство упало в 9,5 раза. Оказалось, что венгерские фермеры не выдерживают конкуренции на обширном и общем европейском рынке. Попутно их лишили и внутреннего. Из-за несоответствия продукции евростандартам.
Безработица в некоторых сельхозрайонах республики достигает 100%.
Свидетельствует госсекретарь Министерства развития сельских территорий Венгрии Дюла Будаи телеканалу RT: «Когда дешевая европейская продукция хлынула на венгерский рынок, резко упали цены на наше молоко, мясо птицы и крупного рогатого скота. Десятки тысячи наших фермеров практически обанкротились».
«С тех пор как Венгрия стала членом ЕС, нашу страну наводнили транснациональные компании, которые продают дешевое мясо из Дании и Нидерландов. У них производство стоит дешевле, но они кормят свиней просроченными мясными консервами, а мы – кукурузой и другими натуральными продуктами. Для нас вступление в ЕС стало большим ударом», — рассказал RT фермер Эндре Туддь.
Один из характерных примеров. Венгрия могла бы «залить» Европу своим медом. Так считали местные «еврооптимисты». В Брюсселе решили иначе. Там сняли ограничения на закупку меда в Китае и других странах — не членах ЕС. Объем экспорта венгерского меда обвалился. Наполовину. А следом и прибыль пошла в ноль. Упали закупочные цены. С 4,92 до 2,73 евро за 1 кг.
Миф четвертый. Верховенство права.
Венгрия в числе лидеров Евросоюза. По уровню коррупции. Она настолько стала привычной, что треть высшего руководства трехсот крупнейших компаний Венгрии, не смущаясь, признались, что готовы принять коррупционное предложение, если размер отката будет не меньше 10% от сделки. Опрос проводился Венгерской Торгово-промышленной палатой совместно с консалтинговым агентством «Эрнст&Янг».
А что удивительного? Треть ВВП страны производится в тени.
Да и правительство не прочь пренебречь законом. В национальных, разумеется, масштабах. Многолетней проблемой страны был Пенсионный фонд. Вернее – его наполнение. Проблему решили просто. Фактически национализировали все частные пенсионные фонды. Пару лет назад. Под угрозой лишения пенсий всех вкладчиков частных фондов обязали перевести свои сбережения в государственный. По ходу разобрались с частью госдолга. Дело в том, что половина активов частных фондов были государственные долговые обязательства. Их просто аннулировали. Такое вот верховенство. Обмана.
Нынешняя жизнь венгров далека от обещанного благополучия. И вызывает возмущение рядовых граждан. Десятки тысяч протестантов на улицах Будапешта стали привычными. Вот и в конце 2010-го они вышли на улицы столицы с заклеенными ртами. Причина – фактическое упразднение свободы слова. С 1-го января 2011. По закону от 20.12.10 г. все средства массовой информации подчинены Совету по СМИ. Правление последнего целиком состоит из представителей правящей партии ФИДЕС (Венгерский гражданский союз). Введены «убийственные» штрафы. Для телеканалов – до $950 тыс, газет – $119 тыс., а интернет-порталам – $48 тыс. И знаете за что? Цитирую закон: за «неспособность органа СМИ предоставить сбалансированную информацию о происходящих событиях».
Решение о «сбалансированности» принимает Комиссия по надзору над средствами массовой информации. При правительстве Венгрии.
Валерий Песецкий, заместитель директора Украинского центра социальной аналитики