Государственная налоговая служба

Основной современного украинского государства долгое время являлся негласный общественный договор, который характеризуется простым и емким словом «коррупция». Представители власти, не собирающиеся ничего делать из своих обязанностей, за которые они уже получают зарплату из госбюджета, оказывали услуги населению за дополнительную оплату, средства на которую, в свою очередь, появлялись у населения благодаря так называемым «теневым доходам».

Возможность получать эти самые теневые доходы (соответственно, и платить за публичные услуги) служило своеобразной подушкой безопасности между народом и властью и долгое время такая схема всех устраивала. Однако аппетиты элиты росли и получать вознаграждение за свою деятельность им оказалось недостаточно. Центральная власть решила поставить под полный собственный контроль все денежные потоки в стране, тем самым, по сути, заявив о курсе на монополизацию коррупции.

В теории это должно сделать управленческую вертикаль более послушной приказам из центра, так как установление монополии на коррупцию делает центр фактически единственным источником дохода для лояльных чиновников. Для осуществления подобной операции, судя по тем действия, которые сейчас предпринимает власть, было принято решение лишить украинцев возможности получать теневые доходы.

Результатом этого процесса стало двойное нарушение общественного договора.

Первое – со стороны центральной власти по отношению ко всем остальным чиновникам. Ведь центр имеет возможности использовать бюджетные ресурсы для собственного обогащения, а местная власть практически полностью этой возможности лишена.

Второе – ликвидировав возможность получения дополнительного источника дохода для граждан, власть лишает народ возможности компенсировать отсутствие нормальной системы образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д. Т.е. теперь решить какие-то вопросы с помощью взяток будет практически нереально, потому что при отсутствии теневых доходов зарплаты в лучшем случае хватит только на жизнь.

Между прочим, по официальной статистике, которая доступна на данный момент, за 9 месяцев прошлого года среднемесячный доход на душу населения в Украине составлял 1268 грн. На эти деньги в лучшем случае можно выжить, питаясь дешевыми и весьма некачественными продуктами. Больше их не хватит ни на что.

От нереальности решить какие-либо вопросы привычным путем возникает два интересных следствия: во-первых, попробовав выжить в условиях рецессии на одну только зарплату (а экономика Украины только по официальной статистике падает уже 11 месяцев подряд, а в реальности ситуация ухудшалась и раньше) для многих украинцев дойдет простая истина, что государство за их налоги должно обеспечивать их потребности, а если оно этого не делает добровольно, то его нужно заставить это делать. Потому что заплатить за подобные услуги будет уже просто нечем.

Кстати, на заметку будущим реформаторам, я уже много раз писал, что 90% чиновников в Украине можно ликвидировать вместе с институтами, в которых они служат. Причем прежде всего в обязательном порядке надо упростить те учреждения и должности, на которых постоянно генерируются максимальные объемы взяток, поскольку это означает, что данные системы не работают по назначению, если в них присутствует человеческий фактор. Следовательно, «под нож» при административной реформе они должны пойти в первую очередь.

Второе следствие заключается в том, что после ликвидации теневых доходов в Украине резко обрушится внутренний спрос. Вслед за этим начнут в массовом порядке исчезать еще как-то выживающие сейчас мелкие и средние предприятия, которые в основном специализируются в сфере сервисных услуг и розничной торговли. Их исчезновение приведет к полному банкротству большинства региональных бюджетов. Те чиновники, которые раньше получали взятки за исполнение своих служебных обязанностей и худо-бедно, но могли что-то вытащить из местного бюджета, будут лишены обоих видов незаконного заработка. Между прочим, вопреки распространенному мнению, зарплаты у большинства чиновников, особенно в регионах, копеечные и жить на них так же сложно, как и на прожиточный минимум, поскольку они его не сильно превышают.

В итоге лояльные пока к нынешней власти представители местных элит резко станут оппозиционными. Причиной такой оппозиционности будет совсем не политическая, а экономическая.

Сокращение доходов бюджета и рост безработицы приведет к тому, что в центральный бюджет также будет поступать меньше средств, а дефицит бюджета за первые 5 месяцев этого года уже итак в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для обеспечения текущих платежей Казначейство уже периодически блокирует счета регионов, о чем уже неоднократно заявляли в прессе мэры как восточных, так и западных городов. 17 июня подобное заявление делал мэр Львова, 25 июня – мэры Кременчуга и Полтавы.

Популярні новини зараз

Сніг, дощ, сильний вітер, а потім потепління: синоптик Діденко попередила про погодні "гойдалки"

Електроенергія знову дорожчає: як це вплине на тарифи на світ для українців

В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада

МВС спростило процедуру отримання водійських прав: що можна зробити самостійно

Показати ще

Сокращение поступлений в государственный бюджет еще больше вгонит Украину в рецессию, так как значительное количество промышленных предприятий, особенно экспортоориентированных, сохраняли свою конкурентоспособность за рубежом исключительно за счет «особых» отношений с госбюджетом. Не говоря уже о том, что в условиях сокращения поступлений в бюджет возврат НДС им также будут задерживать. В результате, оппозиционными могут стать не только местные элиты, но и большинство олигархов, чей бизнес будет страдать от нехватки оборотных средств.

В таких условиях борьба с теневыми доходами может вылиться в полномасштабную экономическую катастрофу для Украины. Впрочем, в этом есть и позитивный момент – для многих украинцев это станет поводом не только задуматься, в каком государстве они хотят жить, но и наконец-то начать что-то делать для реализации задуманного. В противном случае альтернативой станет голодная смерть.