Евроинтеграция может принести Украине большие дивиденды в будущем. Но только при одном «но». Если ЕС будет воспринимать Украину как равноправного партнера. Тем не менее, пока создается впечатление, что ЕС, к великому сожалению, смотрит на Украину свысока.
Представьте себе ситуацию: Украина, обеспокоенная проблемой педофилии в мире, отправляет в Рим своего министра иностранных дел Леонида Кожару, чтобы тот проконтролировал процесс судопроизводства над Сильвио Берлускони, которого обвиняют в половой связи в несовершеннолетней. Кожара выражает обеспокоенность Киева в избирательном правосудии Италии и упрекает Рим в том, что несмотря уже на какое по счету разбирательство – Берлускони все еще на свободе. Затем, наплевав на законодательство Италии, он предлагает Энрико Лета отправить экс-министра в Украину в Качановскую колонию, поскольку правосудие Италии не в состоянии осудить педофила. А после этого встречается с лидерами итальянской оппозиции, и просит ее объединиться чтобы выставить единого кандидата на следующих выборах против нынешнего премьер-министра Италии…
Как бы отреагировали на это ЕС и Италия?
Я думаю все завершилось бы международным скандалом. Италия и ЕС обвинили бы Украину во вмешательстве во внутренние дела Италии, суверенитет которой гарантирован Статьей 2.1 чартера ООН.
Так почему же ЕС позволяет себе подобные вольности?
Вестервелле, посетивший на прошлой неделе с рабочим визитом Киев, выразил готовность Германии принять Тимошенко на лечение. Но это предложение было, во-первых, изначально нереальным. А во-вторых, неуважительным по отношению к закону Украины.
Чтобы правительство Украины могло отпустить Тимошенко на лечение в Германию, Киеву, помимо правового базиса, необходимо заручиться обещанием Берлина, что Тимошенко после лечения вернется на Родину. А точнее – в тюрьму, поскольку по закону, каким бы он не был, Тимошенко должна отбыть положенное ей наказание.
Германия, осуждающая Украину в избирательном правосудии, дать подобного обещания не может. В ином случае Берлин просто подорвет свой авторитет и официальную позицию Брюсселя, который настаивает на невиновности экс-премьера.
Тимошенко, ступив на землю ЕС станет свободным человеком. Это понимают, как в ЕС, так и в Киеве. Поэтому, сделав предложение отправить Тимошенко на лечение в Германию, не дав при этом никаких гарантий что она вернется, Вестервелле сделал, во-первых, заведомо неправильное предложение. А во-вторых — предложение нарушить закон Украины.
Мне бы хотелось напомнить приехавшему в Украину учить восточных соседей верховенства права — министру иностранных дел Германии господину Вестервелле старую латинскую сентенцию: «Dura lex, sed lex». Ее можно адаптировать к украинским землям и перевести как: «закон дурацкий, но все же закон». Каким бы дурацким не было судебное решение, осудившее Тимошенко, Германия, как и любая другая страна, обязана уважать закон Украины.
Поэтому визит главы немецкого МИД в Украину нельзя оценивать никак иначе как политическую пиар-акцию политика, который потерял популярность в своей стране. К сожалению, эта пиар-акция состоялась за счет надменного отношения к закону Украины и личной трагедии Юлии Тимошенко.
Хочу закончить с того, с чего начал. Украина сегодня нуждается в ЕС, и готова у него учиться. Но относитесь к нашей стране с должным уважением. Протяните нам руку, но не давайте подачки – и через время мы вам подарим еще одного Пилипа Орлика.