По утверждениям специалистов и прессы, украинская нефтеперабатывающая промышленность переживает самые тяжелые времена в своей истории. В прошлом году предприятия отрасли переработали около 4,5 млн. тонн нефти. Это составляет около 10% потенциального объема переработки отечественных предприятий.
В январе-мае 2013 года производство бензина в Украине по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 50,4% — до 429 тыс. тонн. В мае текущего года эта цифра составила 72,8 тыс. тонн, что на 11,5% меньше показателей апреля 2013-го, и на 38,1% — мая 2012 года, сообщает Госстат.
Страна живет за счет импорта. Это уже даже не кризис! Это полный провал! При том, что качество поступающего в страну импорта явно оставляет желать лучшего — из опубликованного недавно анализа проб бензина, который провел Киевский автомобильный клуб следует, что почти 40% топлива не соответствует даже стандартам качества 2001 года.
А так как топливо проверялось 95-го стандарта марок «+» и «премиум», можно утверждать, что почти все пробы у автоклубовцев — были импортного происхождения. Испугавшиеся поручения Премьер-министра усилить контроль качества импортного топлива нефтетрейдер уже заявили, что «ухудшение характеристик нефтепродуктов происходит уже после пересечения границы», и потребовали обязать Госпотребинспекцию проверять заправки.
Однако подобные телодвижения выглядят как попытка перенести проблему подальше от себя — все ведь прекрасно знают, что Госпотребинспекция не обладает необходимым ресурсом (ни материальным, ни техническим) для массового контроля топлива в рознице.
К тому же согласно гуманным украинским законам о грядущей проверке Госпотребинспекция должна предупреждать владельца АЗС за 10 дней — которых вполне достаточно, чтобы залить бодягу по бакам и затариться качественным топливом.
В то же время контроль топлива на границе — вещь неизбежная. Везешь бодягу — рано или поздно попадешься. Поэтому такой способ решения проблемы некачественного топлива, а так же полноты уплаты налогов при его импорте и продаже можно только приветствовать.
Однако будет ли этого достаточно для запуска украинской нефтепереработки?
Изначально Кабмин в этой ситуации собрался двигаться проторенной дорожкой, в мае начались разговоры о повышении акцизов начались в связи с появлением Законопроекта об увеличении акцизного налога на большинство нефтепродуктов и сжиженный газ в два раза. Хотя справедливости ради стоит отметить, что уже 29 мая появилась новость о том, что Минфин не сможет в ближайшее время согласовать указанный законопроект. «Вопрос увеличения ставок акцизного налога на топливо требует основательного и длительного анализа последствий, что делает невозможным его рассмотрение в ближайшей перспективе», – говорится в пресс-релизе Минфина. Очевидно шаг назад был сделан после того как попытались просчитать последствия.
Последствия правительственной инициативы, предлагающей повысить акцизный налог на большинство нефтепродуктов и сжиженный газ в два раза и вывести ставки сборов на европейский уровень, в первую очередь ударили бы по потребителю, который является на порядок менее платежеспособным, чем в Европе и автоматически привели к росту цен на абсолютное большинство товаров.
Наглядной иллюстрацией метаний Кабмина и отсутствия у него стратегии на этом рынке является то, что на одном и том же заседании Кабмина обсуждается вопрос перехода на евростандарт и тут же продлевается действие в Украине низкокачественных стандартов «Евро-3» и «Евро-4». Это только на первый взгляд выглядит попыткой спасти отрасль. И тем более это не забота о Шебелинском заводе, а лоббирование интересов тех, кто тащит в страну низкокачественную «бодягу». На самом деле, такие решения лишают нефтепеработчиков малейших стимулов к развитию. А наличие на рынке импортной продукции более высокого качества делает отечественную продукцию неконкурентоспособной. Такие решения являются результатом управленческой беспомощности и некомпетентности власти. Отрасль нужно спасать! На нефтеперабатывающих предприятиях работают десятки тысяч людей, которых такая политика правительства лишит работы и средств к существованию!
Кроме того с 2014 обязательной должна стать добавка спирта в топливо. Даже небольшое превышение нормы содержания спирта в топливе гарантированно выводит двигатель автомобиля из строя, с последующим весьма дорогим ремонтом. Стоит ли говорить чем может обернутся затея со спиртом если его будут добавлять не в заводских условиях.
Понятно и то, что в нынешних экономических условиях когда деньги бегут из страны, а не в страну бессмысленно надеяться на строительство новых заводов. Строительство современного завода по производству нефтепродуктов обойдется в 3- 4 миллиарда долларов. Модернизация существующих заводов обойдется на порядок дешевле в 400-500 млн.долларов. Вопрос только в том, как стимулировать собственников к модернизации.
В Україні відновили переоформлення авто: що мають знати водії
Достатньо номера телефону: українців попередили про нову шахрайську схему з виплатами
В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни
Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту
Здесь нужен принципиально другой подход. С целью спасения отрасли стоило бы подумать о реализации в нефтеперерабатывающей отрасли эксперимента, аналогичного тому, который был проведен в конце 1990-х – начале 2000-х годов в горно-металлургическом комплексе. Напомним вкратце его суть. Кабинет Министров Украины постановлением № 1820 от 1 октября 1999г. утвердил список предприятий, участвующих в экономическом эксперименте. Срок его действия истекал в январе 2002г.
К концу 1999 г. задолженность по заработной плате в ГМК превышала 170 млн. грн., а за время эксперимента она снизилась почти на 60 млн. грн. Это стало возможно после того, как в ходе эксперимента 66 предприятиям отрасли налог на прибыль был снижен с 30% до 9%. Индекс роста чистого дохода предприятий с 1 кв. 2000 г. по 1кв. 2001г. составил 122,8% , а платежи в бюджеты всех уровней за первый год эксперимента превысили 1,9 млрд. грн.
Тогда снижение налогов дало мощный толчок развитию ГМК и металлургии, которые вышли на международные рынки, а рабочие получили зарплату, социальные гарантии и льготы. В целом эксперимент своей победой считают и профсоюзы: получение прибыли позволило предприятиям увеличить социальные гарантии и льготы своим работникам через коллективные договоры, а самим профсоюзам добиться эффективной реализации Отраслевого соглашения и обязательств по коллективным договорам.
В нынешней ситуации стоит использовать этот же, показавший свою эффективность, метод и в нефтепереработке. Надо не повышать акцизы, а, наоборот, ввести льготные условия под реконструкцию предприятий, производящих бензин, соответствующий стандарту не ниже «Евро-5». Тем самым, Украина не только даст возможность работать своим предприятиям, но и стимулирует отрасль к скорейшему освоению современных стандартов нефтепереработки. Это не потребует никаких прямых затрат бюджетных средств, но позволит восстановить тысячи рабочих мест в нефтеперабатывающей отрасли. В одном Лисичанске это 7000 рабочих мест, в Херсоне более 3000.
Учитывая уроки и опыт эксперимента в ГМК когда олигархи использовали его по полной для вывода денег в оффшоры следует предусмотреть жесткие репрессивные меры в отношении возможных злоупотреблений. Вплоть до национализации.
Только такой подход будет полностью соответствовать декларациям о поддержке отечественного производителя. В ином случае, власть будет поддерживать компрадорскую буржуазию, фактически уничтожающую отечественного производителя и, что еще более важно, обрекающую на безработицу десятки тысяч семей и толкающую в пучину социальных проблем целые города.