Последние израильские авиаудары по Сирии были основаны на двух ключевых факторах.

Во-первых, сирийский режим ослаб настолько, что не может контролировать свою территорию и, как следствие, его запасы оружия может попасть в руки негосударственных субъектов, таких как Хезболла и Аль-Каида.

Во-вторых, израильская разведка обнаружила, что груз иранского производства — ближние тактические баллистические ракеты «Фатех-110» в настоящее время доставлены Хезболла.

Логистически трудно предотвратить распространение современных систем оружия, в частности, химических компонентов. Если режим уже раз потерял контроль над ними, то можно ожидать новых превентивных ударов со стороны Израиля.

Со своей стороны, Сирия ответила, что любые дополнительные атаки Израиль повлекут за собой немедленное возмездие. Президент Сирии Башар Асад в специальном письме направил послание Вашингтону (через Москву), в котором указал, что он санкционировал применение ракет класса «земля-земля» и «земля-воздух» в случае такого возмездия. Однако Сирия не хватает военной мощи, чтобы выполнить свои угрозы.

Авиаудары по территории Сирии опровергают тот факт, что Израиль не принимает чью-либо сторону в этой гражданской войне. Что касается интересов Израиля, то, и сторонники режима Асада, и представители различных повстанческих ополчений угрожают его национальной безопасности. В некотором смысле, в интересах Израиля, пролонгировать падение режима Асада и дальнейшего военного тупика: это гарантирует, что конфликт будет дольше оставаться в границах Сирии.

Но неясно, насколько Израиль способен добиться этого. Даже Соединенные Штаты, если бы приняли участие в военной операции, вряд ли бы смогли успешно ограничить насилие в Сирии.

Таким образом, ограниченные авиаудары, вероятно, будут продолжать наноситься по мере необходимости, являются превентивными мерами, а не признаками помощи какой-либо из сторон. В будущем любые удары будут предназначены для снижения рисков, как только они проявят себя.

Тем не менее, любое вмешательство, направленное на сирийский режим и его союзников ведет к непредвиденным последствиям. Например, оно позволяет Асаду и его союзникам формировать региональные восприятие, что Израиль и повстанцы сражаются вместе. Это усложняет ситуацию для повстанцев и афилированными с ними группами, которые наряду со многими арабскими государствами уже осудили израильские авиаудары.

Сирийский режим, Иран и «Хезболла» хотели бы использовать эту ситуацию в своих интересах. Они считают, что появление Израиля в конфликте было бы полезным способом ослабить давление повстанцев на них. Кстати, до этих ударов, в провоцировании Израиля просматривался элемент самоспасения. Но теперь, когда Израиль вмешался сам по себе, есть возможность дальше нагнетать ситуацию, чтобы вызвать более глубокое участие израильтян в сирийском конфликте.

Мотив очевиден — повстанцам будет труднее бороться с режимом Асада,, если страна была атакована Израилем. Но эти расчеты влекут за собой множество рисков, которые могут еще в большей степени подорвать ослабленные позиции Асада, «Хезболлы» и Ирана. Поэтому неясно, насколько режим Асада и его союзники были бы готовы принять эти риски.

Определенно, они бы хотели, чтобы часть джихадистских суннитских группировок, действующих в Сирии, перенаправили свое внимание на Израиль. Но не ясно насколько это возможно. Однако, без сомнений, израильские удары создали ситуацию, когда гражданская война в Сирии из региональной борьбы сектантских группировок, может превратиться в более широкий международный конфликт.

Источник: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»

Популярні новини зараз

Фіцо сказав Сі Цзіньпіну, якого "миру" Словаччина хоче для України

В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада

Мобілізація в Україні лише за згодою: кого не чіпатиме ТЦК

Паспорт та ID-картка більше не дійсні: що тепер робити українцям

Показати ще