Последние месяцы украинское правительство ведет активную борьбу с дешевыми, качественными и незаменимыми медицинскими препаратами.

Подается это все «под соусом» борьбы с засильем иностранной продукции, необходимостью поддерживать отечественного производителя и регулирования цен на лекарства, которые в Украине, как признает даже премьер-министр Николай Азаров, выше, чем в соседних странах.

Свою грандиозную работу Кабмин начал с изменения порядка лицензирования, запретов на продажу отдельных видов лекарств и других столь же «полезных» и «эффективных» способов реализации задуманного. Результат оказался ожидаемым – многие препараты из аптек просто исчезли (в том числе и незаменимый импортный инсулин высокой очистки, без которого дети, больные сахарным диабетом первого типа, будут просто умирать – в связи с тем, что Украина ничего подобного не производит и обеспечить их потребности не может). Сложно стало достать и препараты попроще, в частности, автор статья столкнулся с невозможностью приобрести простое и достаточно популярное в народе болеутоляющее средство – солпадеин.

Ничего общего с заявленными целями действия Кабмина не имеют вообще. Как минимум потому, что лицензирование – это на 100% коррупционный механизм, приводящий к росту цен и вообще никак не влияющий на качество товаров. Украина не имеет ни малейшей возможности оценить качество или безопасность большинства фармацевтических препаратов. Поскольку специалистов, способных произвести соответствующие анализы, также, как и базы для тестирования, у Министерства здравоохранения нет. В этом ведомстве нет ни единого чиновника, знающего химию, физику, микробиологию и более узкие специализированные дисциплины, которые бы позволили сделать все необходимые анализы для препаратов, ввозимых в Украину. Что же касается лекарств, производимых в Украине, то их анализ могут сделать исключительно те, кто занимаются их производством, поскольку они, в отличие от чиновников, обладают и необходимыми знаниями, и инструментарием.

Лицензирование лекарств очень напоминает лицензирование Украиной японской бытовой техники, американских компьютеров, корейских гаджетов и других продуктов современных технологий, которых в Украине нет, и, соответственно, нет ни малейшей возможности не только оценить их качество или безопасность, но и даже понять, как они устроены.

Процедура лицензирования не гарантируют покупателю ничего. Ни то, что он получит качественный препарат, ни то, что вообще действие купленного препарата будет хоть как-то соответствовать заявленному в рекламе. Потому что лицензирующий орган не несет ни малейшей ответственности за ошибки в собственной работе. Производитель может пострадать. Продавец лекарств может пострадать. Но ни в коем случае не чиновник, занимающийся лицензированием. Следовательно, сама процедура лицензирования с точки зрения потребителя (а именно – больного, покупающего лекарства) не только является бесполезной, но и крайне затратной, поскольку приводит к росту цен на лекарства.

Чтобы снизить цены на лекарства и обеспечить украинцев дешевыми и качественными препаратами, в первую очередь, следует сделать следующее:

      1. Ликвидировать институт лицензирования как таковой.

2.Установить нулевые ставки таможенных пошлин на все ввозимые в страну медицинские препараты, которые не имеют аналогов, производимых в Украине. Аналогов в данном случае не препарата того же класса или фармакологического воздействия, а полностью идентичного по параметрам, в первую очередь, активным действующим компонентам. В качестве примера могу привести простейшее средство от насморка – нафтизин, известный еще со времен Советского Союза. Стоил данный препарат копейки, теперь же в аптеках полно его аналогов по цене в десятки раз дороже него. Именно с такой ситуацией и должны справляться регуляторные механизмы в виде акцизов, пошлин и сборов.

3.Разрешить свободный ввоз в Украину любых лекарственных препаратов для граждан (физических лиц) без декларирования в любом объеме и количестве (разве что можно поставить ограничение по общей стоимости в пределах разрешенной к вывозу с территории страны иностранной валюты). Данная мера позволит существенно повысить конкуренцию на рынке, а значит, снизить цены на многие лекарства в разы. Поскольку если разница в стоимости того или иного препарата в Украине и соседних с ней Россией, Белоруссией, Польшей, Румынией, Словакией составляет в несколько раз, то для больного или его родственников будет дешевле съездить за границу и закупить лекарство на полный курс лечения. А значит, у продавцов лекарств в Украине останется только два выхода: либо снижать цены (прибыть у них все равно будет, потому что разница розничной ценой, по которой покупает препараты больной, и оптовой, по которой может их купить фирма-импортер, позволяет торговать с прибылью), либо уходить с рынка. Следовательно, украинцы получат более структурированный и менее затратный для их кармана рынок фармпрепаратов.

 

Правда, здесь могут задать вопрос: что же делать с мошенниками и как отличить подделку от качественного препарата. Во-первых, точно так же, как и сейчас: с помощью соответствующих правоохранительных органов. Во-вторых, если до сих пор никакое лицензирование и другие меры МОЗ и Кабмина не спасали ни от мошенников, ни от покупки поддельных препаратов, то в случае выполнения условий, приведенных выше, лекарства, по крайней мере, станут дешевле. Если вы и станете жертвой мошенников, то заплатите намного меньшие деньги, чем сейчас. А самое главное – при существенном снижении цен на лекарственные препараты у компаний-продавцов появится стимул стать более дружественными по отношению к клиенту и всеми силами заботиться о своей репутации, поскольку в противном случае они просто разорятся.

Возможны ли иные пути по изменению ситуации на рынке в пользу потребителей лекарств? Да, возможны. Это абсолютный контроль государства над экспортом и импортом, система государственного планирования относительно потребностей населения в препаратах, без которых больные обойтись не могут (гормональные, ретровирусной терапии и т.д.), несколько уровней контроля над чиновниками – с целью противодействия коррупции, но для всего этого необходим Советский Союз с его ОБХСС, КГБ, КПК, профсоюзами и прочими органами. В противном случае система работать не будет, поскольку госконтроль станет одной из форм частной монополии чиновников.

P.S. Если в МОЗ есть чиновники, обладающие соответствующей квалификацией для анализа и тестирования фармпрепаратов – просим связаться с редакцией сайта. «Хвиля» обнародует список таковых и их специализацию, а автор готов лично перед ними извиниться за то, что не верил в их существование. Но… он оставляет за собой право перед принесением извинений проверить квалификацию соответствующих специалистов с использованием простейших подручных приборов.

Популярні новини зараз

Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити

"Велика угода": Трамп зустрінеться з Путіним, у США розкрили цілі

У ДПЕК підказали, як зрозуміти, що лічильник електроенергії несправний

Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України

Показати ще